«В духовности нет перфекционизма»: интервью с Ранджотом Сингхом Сетхи
Ранджот Сингх Сетхи, директор курса Хатха-йоги школы йоги «Анади» (Россия-Индия), создатель уникального проекта «Жить йогой и учиться йоге в Ашраме», дает интервью в преддверии 20-й Международной Конференции Йога Журнала.
— Что такое Яма для Вас? Каким вы видите путь трансформации, следуя этим принципам?
— Яма — это первая ступень «Восьми ступеней йоги», берущая начало в древнеиндийском философском тексте «Йога-сутры Патанджали».
Яма — это социальные дисциплины, формы которых носят социальный характер или то, как человек общается с обществом и с самим собой.
Ямы на самом деле абсолютны и совершенны по своей природе. Лучшее, к чему мы можем стремиться, — это максимально приблизиться к этим дисциплинам.Ямы воздействуют на энергии ума и переводят нас из состояния раджаса и тамаса в состояние саттвы (света, знания и мудрости).
Яма Ахимсы требует от нас ненасильственности. Так глубока эта Яма — Ненасилие во всем. В том, как мы думаем, в том, как мы видим, в том, как мы говорим, в том, как мы реагируем даже на самое маленькое насекомое, сидящее на травинке. Любое желание удовлетворения материального эго является символом Ахимсы. И все же Махариши Патанджали говорит, что Ахимса — это первый шаг, которым мы должны овладеть, чтобы только начать наше путешествие по йоге.
Далее следует Сатья, или правдивость. Эта Яма требует от нас быть правдивыми все время, не только с окружающими людьми, но, самое главное, с самим собой. Но способны ли мы быть правдивыми по отношению к себе все время? Мы меняем маски в течение дня, переходя от одного эго к другому. Мы часто пытаемся скрыть свои страхи и неуверенность в себе, постоянно обманывая самих себя. Мы — один человек, когда находимся в обществе, и другой человек, когда мы одни. До тех пор, пока не будет гармонии между истиной внутри и снаружи, никакой прогресс в йоге невозможен.
Астейя означает неворовство. Это означает, что не претендуйте на то, чтобы считать своим то, что на самом деле вам не принадлежит. Это может быть что-то на материальном уровне -например, кража чьего-то материального имущества, или на ментальном уровне — например, кража чьих-то идей. В обоих случаях совершается акт воровства. Эмоция воровства присутствует, когда первые две Ямы или Ахимса и Сатья не соблюдаются. Ибо, если мы все время будем ненасильственными и правдивыми, тогда мы никогда не будем воровать.
Апаригаха, или ненакопительство. Эта Яма связана с жадностью и с нашими безграничными желаниями. Чем больше мы находим преимуществ в обладании вещами, тем больше наше материальное счастье зависит от них. Бесконечные желания иметь одежду, обувь, машины, дома, славу деньги сначала являются источником счастья, а позже становятся источником страданий. Махариши Патанджали говорит, что стремитесь к базовому минимуму и не зависите от него для своего счастья.
Брахмачарья означает умеренность. В классическом понимании это будет означать прекращение любых сексуальных желаний. Только тогда человек готов разорвать связь с физическим миром и перейти в безмолвие и бесконечность внутреннего мира. Желание секса становится корнем всех других желаний, ибо желание секса — это стремление к жизни и ее физическим удовольствиям.
Таким образом, умеренность в сексуальной активности помогает сохранять ум стабильным и уравновешенным. Также необходимо соблюдать умеренность во всех аспектах жизни, включая прием пищи, сон, работу и стремление к другим физическим удовольствиям, которые могут превратиться в пагубную привычку.— Все ли принципы имеют место в вашей жизни?
— Принципы по своему определению абсолютны, и их невозможно реализовать в абсолютной степени для человека, живущего общественной жизнью. Я изо всех сил стараюсь сознательно жить по всем этим правилам в меру своих возможностей.
— Какой принцип дается труднее всего?
— Ахимса и Сатья — это две основополагающие Ямы, которые формируют основу всех остальных Ям и Ниям. Таким образом, выполнение этих двух Ям в течение всего периода жизни является самым трудным.
— Как Вы думаете, Вы уже достигли определенной трансформации и изменений, каких именно?
— С возрастом и постоянным выполнением Ям мой личный характер также определенно изменился. В том, как я взаимодействую с самим собой, больше честности. Я принимаю свои ошибки и недостатки и честно стараюсь работать над ними в меру своих способностей.
— Что для Вас значит духовное и физическое совершенство? Возможно ли этого достичь?
— Духовное и физическое совершенство относительно, а не абсолютно. Мы стремимся к совершенству по отношению к уже установленному стандарту. Будь то красота, или телосложение, или статус, или личная трансформация. С течением времени меняются и стандарты. Тот стандарт, который сегодня считается эталоном совершенства и который не будет иметь никакого значения в ближайшие 100 лет. Поэтому я считаю, что мы можем приложить все усилия, чтобы приблизиться или превзойти уже созданные стандарты, но они ни в коем случае не являются абсолютными. Люди, склонные к перфекционизму, всегда страдают от страха неудачи, самокритики, навязчивого мышления, поиска утешения и постановки недостижимых целей. Все это — корни страдания.
Стремление к перфекционизму побуждает ум к желаниям, что делает ум раджасичным. Раджасичный ум никогда не может надеяться на духовное развитие. В духовности нет перфекционизма. Только бесконечная работа над собой, саморазвитие и самотрансформация.— Как Вы думаете, сколько шагов вам нужно предпринять, чтобы достичь духовного и физического совершенства? Что это за шаги?
— Я не страдаю перфекционизмом. Я верю в самотрансформацию и самоэволюцию, чтобы мы могли реализовать на этой Земле свой высочайший потенциал — как физический, так и духовный. (В отношении Ям, Ниям и этики духовности в йоге.)
— Согласно Патанджали, в конце его 8-ступенчатого пути есть заключительный шаг — это просветление. По вашему мнению, есть ли какое-то завершение, или наш путь к совершенству уже в каком-то смысле совершенен?
— Однажды Будде задали вопрос. Что изменилось в его жизни после просветления? Будда ответил: «До просветления я обычно ходил в лес, рубил дрова, набирал воды и возвращался домой. После просветления я иду в лес, нарубаю дров, беру воды и возвращаюсь домой. Единственное, что изменилось, — это осознание своих действий и действий Вселенной».
Это помогает лучше распоряжаться нашим временем на этой Земле и лучше справляться с нашей болью и страданиями. Просветление также дает нам более широкий взгляд на жизнь, и это означает, что мы всего лишь маленькая капля в бесконечном космическом океане. Так что будьте скромны и почтительны, будьте добры, помогайте нуждающимся и живите полной жизнью, сбалансированной в материальном и духовном.— Как Ваше направление йоги, которое Вы преподаете, может помочь в преображении участников нашей предстоящей юбилейной Конференции, и какого рода преображения можно достичь с его помощью?
— Наша традиция и направление йоги основаны не на том, чтобы заставить вас стоять на руках, а на том, чтобы помочь вам лучше понять себя — на тонком уровне, на ментальном уровне, на эмоциональном уровне и на физическом уровне. В результате люди становятся мудрее и добрее. Миру никогда не помешает немного больше доброты и любви.
— Ваш совет участникам, которые ожидают ощутимых изменений и преображения от Конференции.
— Пусть эта Конференция станет первым шагом к тому, чтобы по-новому взглянуть на йогу и те трансформационные преимущества, которые она может вам принести. Трансформация не происходит внезапно. Если участники смогут разойтись по домам с большим количеством вопросов, чем ответов, то я считаю, что Конференция достигла своей цели. Вопросы — это шаги к переменам.
Интервью с другими участниками 20-й Международной Конференции Йога Журнала:
- Блиц-опрос для преподавателей Конференции (yogajournal.ru)
- Истоки аштанга-йоги (yogajournal.ru)
- Интервью с Юлией Ханан (yogajournal.ru)
- В основе законов рода лежат законы природы (yogajournal.ru)
- Ступени йоги: научный подход (yogajournal.ru)
- Интервью с Оксаной Киреевой (yogajournal.ru)
- Интервью с Владимиром Ожогиным (yogajournal.ru)
- Интервью с Сергеем Агапкиным (yogajournal.ru)
- Медитация. Нейробиология. Пробуждение. (yogajournal.ru)
- Искусство ассистирования от Анны Лунеговой (yogajournal.ru)
- «Меняйся!» — о принципах Ямы Ниямы рассуждает Оксана Рогова (yogajournal.ru)
- «Я в йоге, чтобы исцелять пространство вокруг себя» (yogajournal.ru)
- Анна Весна: «Я преподаю йогу в очень традиционном, даже консервативном ключе» (yogajournal.ru)
- Ирина Павлова: «Йога — живая система, она меняется и подстраивается под время». (yogajournal.ru)
- Александр Смиркин: «Стремлюсь, чтобы мои слабости не мешали практике» (yogajournal.ru)
- Интервью с Татьяной Илларионовой (yogajournal.ru)
- 500 лет в роду Битту Маллика живет древняя музыка (yogajournal.ru)
- Алена Азизян: «Совершенства нет, стабильность — это иллюзия». (yogajournal.ru)
- «Я всю жизнь без мяса, рыбы и яиц». (yogajournal.ru)
- Всё больше людей в целом практикуют асаны, пранаяму и медитацию для укрепления здоровья. (yogajournal.ru)
- Ольга Буланова: «Пранаямы и Асаны — это инструменты очищения ума и тела для утончения этого восприятия» (yogajournal.ru)
- Интервью с Алексеем Меркуловым: «Единственный истинный путь — это следовать своему сердцу» (yogajournal.ru)
- Интервью с преподавателями Inside Flow (yogajournal.ru)
- Блиц-опрос для Юлии Чай (yogajournal.ru)
- Блиц-опрос для Нины Ширинкиной (yogajournal.ru)
- Интервью с Екатериной Самойловой: «Мне гораздо интереснее работать с сознанием, чем с телом» (yogajournal.ru)
- Блиц-опрос для Лидии Гуторенко (yogajournal.ru)