20-я Конференция Йога Журнала: интервью с Ранджотом Сингхом Сетхи

«В духовности нет перфекционизма»: интервью с Ранджотом Сингхом Сетхи

Ранджот Сингх Сетхи, директор курса Хатха-йоги школы йоги «Анади» (Россия-Индия), создатель уникального проекта «Жить йогой и учиться йоге в Ашраме», дает интервью в преддверии 20-й Международной Конференции Йога Журнала.

Ранджот Сингх Сетхи, участник 20-й Международной Конференции Йога Журнала, 20-я Конференция Йога Журнала

— Что такое Яма для Вас? Каким вы видите путь трансформации, следуя этим принципам?

— Яма — это первая ступень «Восьми ступеней йоги», берущая начало в древнеиндийском философском тексте «Йога-сутры Патанджали».

Яма — это социальные дисциплины, формы которых носят социальный характер или то, как человек общается с обществом и с самим собой.

Из всех ступеней Яма является самыми трудными для реализации в жизни.

Ямы на самом деле абсолютны и совершенны по своей природе. Лучшее, к чему мы можем стремиться, — это максимально приблизиться к этим дисциплинам.

Ямы воздействуют на энергии ума и переводят нас из состояния раджаса и тамаса в состояние саттвы (света, знания и мудрости).

Ранджот Сингх Сетхи, участник 20-й Международной Конференции Йога Журнала, 20-я Конференция Йога Журнала

Яма Ахимсы требует от нас ненасильственности. Так глубока эта Яма — Ненасилие во всем. В том, как мы думаем, в том, как мы видим, в том, как мы говорим, в том, как мы реагируем даже на самое маленькое насекомое, сидящее на травинке. Любое желание удовлетворения материального эго является символом Ахимсы. И все же Махариши Патанджали говорит, что Ахимса — это первый шаг, которым мы должны овладеть, чтобы только начать наше путешествие по йоге.

Далее следует Сатья, или правдивость. Эта Яма требует от нас быть правдивыми все время, не только с окружающими людьми, но, самое главное, с самим собой. Но способны ли мы быть правдивыми по отношению к себе все время? Мы меняем маски в течение дня, переходя от одного эго к другому. Мы часто пытаемся скрыть свои страхи и неуверенность в себе, постоянно обманывая самих себя. Мы — один человек, когда находимся в обществе, и другой человек, когда мы одни. До тех пор, пока не будет гармонии между истиной внутри и снаружи, никакой прогресс в йоге невозможен.

Астейя означает неворовство. Это означает, что не претендуйте на то, чтобы считать своим то, что на самом деле вам не принадлежит. Это может быть что-то на материальном уровне -например, кража чьего-то материального имущества, или на ментальном уровне — например, кража чьих-то идей. В обоих случаях совершается акт воровства. Эмоция воровства присутствует, когда первые две Ямы или Ахимса и Сатья не соблюдаются. Ибо, если мы все время будем ненасильственными и правдивыми, тогда мы никогда не будем воровать.

Ранджот Сингх Сетхи, участник 20-й Международной Конференции Йога Журнала, 20-я Конференция Йога Журнала

Апаригаха, или ненакопительство. Эта Яма связана с жадностью и с нашими безграничными желаниями. Чем больше мы находим преимуществ в обладании вещами, тем больше наше материальное счастье зависит от них. Бесконечные желания иметь одежду, обувь, машины, дома, славу деньги сначала являются источником счастья, а позже становятся источником страданий. Махариши Патанджали говорит, что стремитесь к базовому минимуму и не зависите от него для своего счастья.

Брахмачарья означает умеренность. В классическом понимании это будет означать прекращение любых сексуальных желаний. Только тогда человек готов разорвать связь с физическим миром и перейти в безмолвие и бесконечность внутреннего мира. Желание секса становится корнем всех других желаний, ибо желание секса — это стремление к жизни и ее физическим удовольствиям.

Для современного человека, живущего в обществе, полный разрыв сексуальных отношений невозможен.

Таким образом, умеренность в сексуальной активности помогает сохранять ум стабильным и уравновешенным. Также необходимо соблюдать умеренность во всех аспектах жизни, включая прием пищи, сон, работу и стремление к другим физическим удовольствиям, которые могут превратиться в пагубную привычку.

— Все ли принципы имеют место в вашей жизни?

— Принципы по своему определению абсолютны, и их невозможно реализовать в абсолютной степени для человека, живущего общественной жизнью. Я изо всех сил стараюсь сознательно жить по всем этим правилам в меру своих возможностей.

— Какой принцип дается труднее всего?

— Ахимса и Сатья — это две основополагающие Ямы, которые формируют основу всех остальных Ям и Ниям. Таким образом, выполнение этих двух Ям в течение всего периода жизни является самым трудным.

Ранджот Сингх Сетхи, участник 20-й Международной Конференции Йога Журнала, 20-я Конференция Йога Журнала

— Как Вы думаете, Вы уже достигли определенной трансформации и изменений, каких именно?

— С возрастом и постоянным выполнением Ям мой личный характер также определенно изменился. В том, как я взаимодействую с самим собой, больше честности. Я принимаю свои ошибки и недостатки и честно стараюсь работать над ними в меру своих способностей.

— Что для Вас значит духовное и физическое совершенство? Возможно ли этого достичь?

— Духовное и физическое совершенство относительно, а не абсолютно. Мы стремимся к совершенству по отношению к уже установленному стандарту. Будь то красота, или телосложение, или статус, или личная трансформация. С течением времени меняются и стандарты. Тот стандарт, который сегодня считается эталоном совершенства и который не будет иметь никакого значения в ближайшие 100 лет. Поэтому я считаю, что мы можем приложить все усилия, чтобы приблизиться или превзойти уже созданные стандарты, но они ни в коем случае не являются абсолютными. Люди, склонные к перфекционизму, всегда страдают от страха неудачи, самокритики, навязчивого мышления, поиска утешения и постановки недостижимых целей. Все это — корни страдания.

Стремление к совершенству противоречит первой Яме йоги — Ахимсе.

Стремление к перфекционизму побуждает ум к желаниям, что делает ум раджасичным. Раджасичный ум никогда не может надеяться на духовное развитие. В духовности нет перфекционизма. Только бесконечная работа над собой, саморазвитие и самотрансформация.

Ранджот Сингх Сетхи, участник 20-й Международной Конференции Йога Журнала, 20-я Конференция Йога Журнала

— Как Вы думаете, сколько шагов вам нужно предпринять, чтобы достичь духовного и физического совершенства? Что это за шаги?

— Я не страдаю перфекционизмом. Я верю в самотрансформацию и самоэволюцию, чтобы мы могли реализовать на этой Земле свой высочайший потенциал — как физический, так и духовный. (В отношении Ям, Ниям и этики духовности в йоге.)

— Согласно Патанджали, в конце его 8-ступенчатого пути есть заключительный шаг — это просветление. По вашему мнению, есть ли какое-то завершение, или наш путь к совершенству уже в каком-то смысле совершенен?

— Однажды Будде задали вопрос. Что изменилось в его жизни после просветления? Будда ответил: «До просветления я обычно ходил в лес, рубил дрова, набирал воды и возвращался домой. После просветления я иду в лес, нарубаю дров, беру воды и возвращаюсь домой. Единственное, что изменилось, — это осознание своих действий и действий Вселенной».

Просветление не делает нас сверхлюдьми, оно делает нас осознанными людьми.

Это помогает лучше распоряжаться нашим временем на этой Земле и лучше справляться с нашей болью и страданиями. Просветление также дает нам более широкий взгляд на жизнь, и это означает, что мы всего лишь маленькая капля в бесконечном космическом океане. Так что будьте скромны и почтительны, будьте добры, помогайте нуждающимся и живите полной жизнью, сбалансированной в материальном и духовном.

Ранджот Сингх Сетхи, участник 20-й Международной Конференции Йога Журнала, 20-я Конференция Йога Журнала

Как Ваше направление йоги, которое Вы преподаете, может помочь в преображении участников нашей предстоящей юбилейной Конференции, и какого рода преображения можно достичь с его помощью?

— Наша традиция и направление йоги основаны не на том, чтобы заставить вас стоять на руках, а на том, чтобы помочь вам лучше понять себя — на тонком уровне, на ментальном уровне, на эмоциональном уровне и на физическом уровне. В результате люди становятся мудрее и добрее. Миру никогда не помешает немного больше доброты и любви.

— Ваш совет участникам, которые ожидают ощутимых изменений и преображения от Конференции.

— Пусть эта Конференция станет первым шагом к тому, чтобы по-новому взглянуть на йогу и те трансформационные преимущества, которые она может вам принести. Трансформация не происходит внезапно. Если участники смогут разойтись по домам с большим количеством вопросов, чем ответов, то я считаю, что Конференция достигла своей цели. Вопросы — это шаги к переменам.

Интервью с другими участниками 20-й Международной Конференции Йога Журнала:


    Комментарии

    Читайте также