Всё больше людей в целом практикуют асаны, пранаяму и медитацию для укрепления здоровья.

Всё больше людей в целом практикуют асаны, пранаяму и медитацию для укрепления здоровья.

люди

Индийский мастер йоги Ранджот Сингх Сетхи, основатель школы йоги Анади, принимает участие в 20-й Международной Конференции Йога Журнала. Незадолго до начала мероприятия Йога Журнал вновь беседует с мастером. Нынешняя беседа посвящена Восьми ступеням йоги и традициям классических практик.

Вы начали изучать йогу в Ришикеше с классической йоги в традиции Бихарской школы. Расскажите об этом подробнее.

Традиция Бихарской школы йоги рассматривает йогу больше, чем просто практику асан, но продвигает йогу как саттвический образ жизни. Это живая форма йоги, целью которой является личностное и духовное развитие.

С традиций Бихарской школы йоги я начал изучать йогу в Ришикеше в конце 2000-х годов. Меня учили заниматься йогой как на коврике, так и вне его. Жизнь в ашраме — один из важнейших компонентов обучения йоге в Бихарской школе йоги. Мне посчастливилось познакомиться с традициями школы в Ришикеше через многих просветленных мастеров и гуру.

Йогический образ жизни ашрама устанавливает строгое расписание для студентов, согласно которому йогические практики начинаются задолго до восхода солнца (5 утра) и заканчиваются после захода солнца (20.30).

Йогические практики включают Хатха-йогу (асаны, Прааяма, Шаткарма, Дхьяна), Бхакти-йогу (повторение мантр, Киртан, ритуалы), Гьян-йогу (философия и наука Йога-сутр Патанджали и Веданты) и Раджа-йогу (практика и проживание 8 ступеней йоги, особенно Ям и Ниям).

Это оказало такое сильное влияние на мой личный и духовный рост, что теперь обучение йоге в Ришикеше наша Школа проводит только по правилам Ашрама. Это побудило нас начать уникальный проект в Индии для российских студентов («Живи и учись в Ашраме»). В мае завершился наш месячный курс, и я могу с гордостью сказать, что это был грандиозный опыт для наших студентов.

Анади — это Школа йоги, деятельность которой основана на продвижении принципов традиционной индийской йоги. Вы руководите этой школой. Основные принципы школы, расскажите о них, пожалуйста.

Анади означает «за пределами космической вибрации», которая является высшей реальностью нашего существования. Наша философия и цель в Anadi — раскрыть максимальный потенциал человеческого существа, который заключается в том, чтобы испытать и прожить жизнь не просто на физическом уровне (как другие животные с более низким уровнем сознания), но и постичь и прожить жизнь на тонком и причинно-следственном уровнях сознания. Это дает нам здоровье, внутренний покой и бесконечную радость. Как только мы испытаем это сами, то сможем делиться этим с человечеством.

Как мы уже говорили выше, учения йоги максимально полезны. Мы не зациклены на идее совершенства асан, а вместо этого направляем свои силы на рост внутреннего сознания. Мы верим, что человек не может быть физически здоров, если он не здоров духовно. Таким образом, мы продвигаем практики духовного здоровья, которые автоматически включают в себя здоровье тела, ума, эмоций.

Наш подход основан на балансе и умеренности.

Практики в нашей методологии основаны на принципе очищения прошлых самскар для создания новой здоровой кармы. Здоровая карма для вашего собственного ума и тела приведет к появлению здорового человека для общества. Эти практики включают в себя:

1. Шаткарма, или практики внутреннего очищения, как из Хатха-йоги, так и из Аюрведы.

2. Асана: для очищения физического тела путем устранения физических блоков, таких как скованность в суставах и мышцах, улучшения осанки и мышечного дисбаланса, работы с различными органами и системами органов, а также улучшения здоровья костей.

3. Пранаяма для очищения энергетических каналов и уравновешивания нервной энергии и пранической энергии.

4. Пратьяхара (Дисциплина чувств), Дхарана (концентрация) и Дхьяна (медитация) для душевного покоя, умиротворенности и сосредоточенности.

5. Повторение мантр и киртан для эмоционального очищения и установления связи с высшим источником сознания.

6. Мауна (практика тишины) для развития внутреннего покоя, ясности и самонаблюдения.

7. Упавас (голодание) для улучшения внутреннего функционирования организма.

8. Йога-нидра, или йогический сон, для достижения состояния глубокого расслабления.

9. Философия для того, чтобы открыть студентам более широкую картину жизни.

10. Практика Ямы (особенно Ахимса и Сать) и Ниямы (особенно Ишвара Пранидхана) и Карма-йога (Даан, Сева) для формирования морального и этического облика человека. Только высоконравственный человек достоин заниматься йогой.

Результатом является трансформация раджастичного ума (беспокойных желаний) и тамасичного ума (негативных желаний) в саттвичный ум (мудрость, источник света).

Ранджот 1.JPG

Что Вы можете сказать о российских людях, которые практикуют йогу? Отличаются от индийских, европейских?

Я живу и преподаю йогу в России с 2013 года. Большинство людей в России практикуют йогу только для пользы физического тела. В этом нет ничего плохого, но, работая только на физическом уровне (Аннамайя Коша), мы теряем возможность постичь йогу в ее наивысшем потенциале (постичь йогу на Пранамая, Маномайе, Виджнянамайе и Анандамайя Коше и Бхрама Коше). Также из-за социальных сетей у людей формулируется неверное представление о йоге. У большинства из них йога ассоциируется с экзотическим стилем индийской растяжки или гимнастики, целью которой является совершенствование физической позы.

Поскольку стресс на работе и другие неконтролируемые проблемы, такие как пандемии и войны, дают о себе знать, другие аспекты практик йоги, такие как пранаяма, медитация и философия, постепенно становятся популярными. Но в целом люди по-прежнему зациклены на идее обретения совершенного йогического тела.

Европейцы и американцы также страдают от той же проблемы. Но в европейской и американской йоге сейчас наблюдается тенденция к тому, что йога становится более щадящей, с большим акцентом на целостное здоровье человека и терапию. Мы пытались продвигать эту идею в России в течение последних 10 лет, но студенты понимают это только после того, как приезжают и занимаются с нами йогой в Индии.

Что приводит нас в Индию. В Индии существует несколько стилей йогических практик, таких как Аштанга-виньяса, Айенгар-йога, Бикрам-йога. Йога в Индии всегда была практикой для духовного роста. Асана — не очень важный компонент практики йоги в Индии. Гьян-йога, бхакти-йога, Ямы и ниямы были и остаются основными путями достижения духовного роста. Эти пути делают людей в Индии очень религиозными. Со стороны может показаться, что люди следуют религии. Но если вы присмотритесь повнимательнее, то религия — это просто средство практиковать эти формы йоги. После пандемии люди начали серьезно относиться и к своему физическому здоровью. В результате сейчас мы видим, что все больше людей в целом практикуют асаны, пранаяму и медитацию для укрепления здоровья.

Давайте поговорим про 8 ступеней йоги — это тема 20-й Международной Конференции Йога Журнала. Яма: как придерживаться принципов ямы и зачем?

Ямы дисциплинируют наш желающий ум (тамасичный, раджасичный или оба вместе) и приближают его к саттве, которая является природой радости, покоя и мудрости.

В Индии мы говорим, что мы должны спать 8 часов, заниматься хатха-йогой 2 часа, а все остальное время мы должны практиковать ямы. В йога-сутрах говорится о ямах, которые были необходимы для духовного развития.

Во многих книгах по хатха-йоге говорится о 10 ямах, что, на мой взгляд, более уместно и актуально для современного общества. Это Ахимса (ненасилие), Сатья (правдивость), Астея (неворовство), Брахмачарья (воздержание, самоконтроль), Кшама (терпение). Дхрити (стойкость, выносливость), Дайя (сострадание), Арджава (прямолинейность), Митахарах (щадящая диета) и Сауча (чистота), Даан и Сева (бескорыстное служение, жертвование материальными благами и временем)

Чтобы следовать этим принципам, мы ввели определенные практики самонаблюдения, самоанализа, медитаций, аффирмаций и ежедневных практик. Тема очень обширная, и мы дадим советы о том, как практиковать ямы во время Конференции.

Нияма: как научиться жить в гармонии со своим внутренним миром?

Нияма означает правила, или в данном случае самодисциплину. Сауча, Сантоша, Тапас, Свадхьяя и Ишвара Пранидхана — это 5 основных дисциплин, которые необходимы вам для успешной практики ваших Ям. Опять же, эта тема требует времени и большого обсуждения, но самая важная из этих 5 ниям — Ишвара Пранидхана. Ишвара Пранидхана означает уважение, смирение, преданность, веру и отречение от эго перед вашим учителем, гуру, богом или брахманом.

К сожалению, современное общество не понимает слов «уважение» и «преданность» по отношению к учителю или гуру. Все, что делается, приводит к росту «Я-Эго». Я сделал это. Я самый лучший. Я должен быть в центре внимания. Такой ум не подходит для занятий йогой. Никакое духовное развитие невозможно для такого ума. Если мы внимательно понаблюдаем, то мы модифицировали йогу, чтобы она соответствовала нашему разуму «Я-эго», а не наоборот. Мы не отдавали свое «я-эго» традиции йоги для того, чтобы произвести духовную трансформацию внутри себя. В результате йога превратилась в обитель духовных эгоистов.

Асаны: почему йога — это не только про занятия на коврике?

Как мы уже говорили выше, йога — это целостная практика для полного здоровья и духовного развития человека, 14 часов из которых проводятся вне коврика. Практика асан — это практика работы с телом на психофизическом уровне. Асана — очень важный компонент йогической практики. Каждая практика начинается со здорового и чистого тела, а асана — это инструмент для поддержания здоровья тела — внутреннего и внешнего. Асана также оказывает влияние на дыхание и ум, что подготавливает нас к высшей практике йоги. Асана дает нам дисциплину.

К сожалению, значение асаны в постмодернистском мире практики йоги изменилось. Асана превратилась в спорт, гимнастику, позирование для социальных сетей, танцы — просто физическую практику. Для большинства обычных практикующих асана означает вес тела, форму, ягодицы, гибкость, силу, равновесие, позу. Такая форма практики йоги не принесет нам духовного роста или счастья в жизни.

Многие студенты приходят к нам и говорят, что они практикуют йогу уже 7-10 лет, но до сих пор не чувствуют гармонии или умиротворения в жизни. Когда мы спрашиваем, какую йогу они практикуют, большинство из них отвечают — только асаны. Следовательно, они сами отвечают на свой вопрос. Йога — это не только асана. Чтобы обрести гармонию и покой, йогу необходимо практиковать в ее завершенной форме.

Пранаяма: какую роль играет дыхание, почему оно важно?

Пранаяма — одна из самых важных частей практики йоги, если не самая важная. Прана — это жизненная сила, которую мы берем из внешнего мира для подпитки тела и ума. Прана поступает к нам через 5 элементов, но Прана, получаемая через элемент воздуха, является наиболее важной. 3 минуты без дыхания, и тело умрет. Также важность праны заключается в том факте, что она питает как тело, так и ум. Таким образом, энергией и напряженностью как тела, так и ума можно управлять с помощью регулирования дыхания. На физическом уровне он может контролировать функционирование симпатической и парасимпатической нервной системы, на ментальном уровне он может контролировать движение мыслей в уме. Пранаяму часто называют мостом между внешними и внутренними практиками йоги. Пранаяму можно практиковать для физического здоровья человека, сочетая ее с асанами, и пранаяму можно практиковать для глубокого проникновения в тонкие слои, сочетая ее с концентрацией, визуализациями и практикой мантр.

Пратьяхара: что для вас внутренняя свобода?

Корень человеческих страданий — это желающий ум и его связь с пятью органами чувств и пятью органами действия. Пратьяхара — это тренировка ума отключаться от чувственной стимуляции. Что означает через тренировку ума не создавать карму или действие через органы действия при получении самскары или информации через органы чувств. Пратьяхара — это навык, который необходимо развивать как повседневную привычку. Постепенно. Наши 5 чувств обостряют желания в уме. Они порождают тщеславие, жадность, похоть, искушение, пагубные привычки. Ум, пораженный пагубными привычками, не подходит для духовного роста.

Как интегрированы в Вашу практику и повседневную жизнь Дхарана (длительная концентрация), Дхьяна (медитация, практика против рассеянности сознания) и Самадхи (состояние просветления)?

В йогической традиции Самьяма, или одновременная практика Дхараны, Дхьяны, Самадхи, является продвинутой практикой. Эти упражнения не рекомендуются студентам с нечистым или недисциплинированным умом и телом. Результаты этих практик заставляют вас испытать то высшее состояние сознания, которое только может испытать человек. Технически практика заканчивается на Дхаране или концентрации на определенной визуализации, а результатом практик являются Дхьяна (глубокая медитация) и Самадхи (погружение в космическое «я»). Любой, кто подходит для йогических практик, может достичь Дхьяны, но Самадхи переживается только по милости космоса.

Для меня Самьяма принесла глубокое состояние внутреннего покоя, широты, просветления и, самое главное, дисциплинированное «Я-эго». Ум, переживший Самьям, способен жить подобно Дживан Мукте (свободному от циклов кармы). Для меня цель состоит в том, чтобы посвятить свою жизнь высшим ценностям и миссии человеческих существ, таким как самореализация, служение другим, духовность, творчество, создание гармоничной среды. Буду счастлив оказать положительное влияние и оставить наследие миру.

Расскажите, пожалуйста, про Ваш класс, который Вы проведете на Конференции.

Во время Конференции на моем классе будет лекция на тему «Важность мудрости Йога-сутр в современной реальности».

4-часовая лекция будет разделена на 2 части в течение 2 дней.

В первый день мы будем говорить на следующие темы:

  1. Введение в йога-сутры.
  2. Первые 4 сутры — ключ к раскрытию секрета йоги.
  3. Что такое боль. Как это влияет на нас.
  4. Понимание йогической психологии ума — манаса, буддхи, ахамкара, читты.
  5. Что такое читта викшепа, или отвлечения ума?
  6. Пять Клеша Вритти — или причин боли в нашей жизни.

Во второй день мы поговорим о 8 ступенях йоги, описанных в йога-сутрах Патанджали, и о том, как адаптировать их к нашей жизни. Особенно Ямы и Ниямы.

Пожелания гостям Конференции.

Приходить на урок с чувством уважения к традиции йоги и учителям. Не сидеть с ногами, направленными к учителю, не лежать в присутствии учителя. Держать свой ум открытым навстречу вневременным знаниям и традициям, которые изложены в йога-сутрах. Если у вас есть какие-либо вопросы, то запишите их. Не спрашивайте в середине лекции, чтобы не прерывать поток речи выступающего. Последние 15 минут мы посвятим ответам на вопросы.

Ранджот 2.jpg