Садхгуру: «Тот, кто превратил свою жизнь в ад, всегда стремится попасть в рай»

Садхгуру: «Тот, кто превратил свою жизнь в ад, всегда стремится попасть в рай»

Некоторым людям нужно, чтобы вы верили: после смерти вы попадете в рай, прямо на вечеринку, где будут все ваши родственники и друзья, которые вас там очень ждали, и вы отлично повеселитесь. Поймите: после смерти вы лишаетесь тела, но вы все еще здесь. Вы никуда не отправляетесь. Просто произошел сдвиг, вы переместились из телесного измерения в бестелесное, иначе говоря — из физического в более тонкое, но тоже физическое. Этот сдвиг не связан с географией; вы не переходите отсюда ни в рай, ни в ад, ни куда-либо еще. И самое важное: то, что происходит потом, не вызвано божьей карой. Дело не в том, что Господь зол на вас и потому хочет вас повесить, сжечь или поджарить в котле с маслом.

Садхгуру, смерть, ад, рай, «Смерть. Книга для тех, кому предстоит умереть»
Масштабная маркетинговая кампания рая и ада как посмертных маршрутов создана мировыми религиями с целью управлять обществом. Не зная, как подчинить отдельных людей или группы, они решили: «Ладно, если мы не можем наказать вас сейчас, то достанем вас потом. А за все добрые дела, за которые не сможем наградить вас здесь, наградим там». Если вы несчастны, вам говорят: «Не беспокойся, когда попадешь в рай, все будет прекрасно!» Вам дают утешение. Если кто-то сильно страдает, вы говорите: «Успокойся, когда ты окажешься в раю, то будешь сидеть на коленях Господа и чувствовать себя прекрасно». Это психологическая уловка. Если человек находится в экстремальном состоянии, то в такой уловке нет ничего плохого, но не надо делать из нее бренд и продавать повсюду, потому что жизнь устроена иначе. Если вы убеждаете людей, что все наладится после того, как они попадут куда-то еще, — вы разрушаете их жизнь здесь.

Мечты о рае разрушатся, стоит задаться лишь тремя вопросами. Человеческая раса подошла к той точке, когда интеллект пылает так ярко, как никогда прежде. Людей, способных мыслить самостоятельно, больше, чем когда-либо раньше за всю историю человечества. Как только человеческий интеллект активизируется, он неизбежно начинает задавать вопросы. Думаю, в ближайшие двадцать пять, максимум сорок лет идеи о рае полностью исчезнут. Они уже рухнули во многих индивидуальных умах, но людям пока недостает смелости сформулировать и озвучить это. Количество людей, верящих, что после смерти они попадут в рай, резко упало по сравнению с прошлым поколением. Так происходит во всем мире, и это имеет множество последствий.

Люди стремятся в рай в основном потому, что жаждут приятных ощущений. Представьте, что вам с детства твердят: «Бог живет в раю, но это жуткое место, никто не хочет там оказаться». Вы скажете: «Нет уж, спасибо, лучше я отсюда помолюсь. Не хочу я туда». По сути, человек ищет приятных переживаний — физических, психологических, эмоциональных. Хочет, чтобы процесс жизни и окружение были приятными. Но, получив это, удовлетворен ли он? Нет. Только тот, кто сам научился быть приятным, может исследовать разные измерения жизни. Если вы пребываете в разных неприятных состояниях, вся ваша жизнь посвящена поиску счастья. На самом деле, это даже не счастье, современные люди от него уже отказались. Они хотят лишь покоя ума. Такова их наивысшая цель.

Садхгуру, смерть, ад, рай, «Смерть. Книга для тех, кому предстоит умереть»
Итак, когда идея о рае рухнет в умах людей, они постараются улучшить свою жизнь здесь. Улучшение начинается с жажды обладания. Но затем люди разочаровываются, поняв, что накопление имущества не делает жизнь лучше, и принимаются искать альтернативу. Многие начинают пить алкоголь, подсаживаются на наркотики. Я сейчас говорю не о моральном осуждении, а о вреде, который наносится человеческому интеллекту и сознанию. Здоровье, конечно, важно, но если человек не против умереть на несколько лет раньше, то и я не возражаю. Но разрушительный эффект, который эти вещества оказывают на возможности человека, — наша общая проблема. Если такое происходит с девяноста процентами людей, то следующее поколение, произведенное нами, будет значительно ниже нас качеством. Это преступление против человечества, потому что само движение жизни направлено на улучшение.

Если человеку уже нанесен определенный урон, то бесполезно пытаться вернуть его к прежнему состоянию. Не давайте советов людям, которые сидят на веществах. Попробуйте пообщаться с алкоголиком, наркоманом или тем, кто постоянно пьет сильные лекарства, — и поймете, о чем я говорю. Вы не сможете убедить их изменить образ жизни. Такова природа веществ: они дают вам ощущение прилива сил, умиротворения, радости, экстаза и так далее, но эти ощущения вызваны искусственно, и потому люди впадают в зависимость от веществ и не могут от них отказаться. Так что, пока каждый не стал алкоголиком или наркоманом, важно, чтобы произошло повышение осознанности. Мы можем научить людей сидеть на месте, ощущать блаженство и кайф безо всяких веществ. В противном случае в ближайшие пятьдесят лет вы увидите, что девяносто процентов людей будут от чего-то зависимы.

С экзистенциальной точки зрения есть некоторая основа для понятий рая и ада. Ваша жизнь не заканчивается со смертью, она лишь принимает другую форму. В зависимости от множества разных факторов эта форма может быть приятной или неприятной. Приятные формы мы называем раем (Сварга), а неприятные — адом (Нарака). Как мы уже видели, речь идет не о географической локации, а о форме, которую принимает существо после выхода из тела. Если вы выходите за пределы всех форм, это называется мукти, или освобождением. Духовному искателю не интересны ни рай, ни ад. Он стремится выйти за пределы дуальности ада и рая.

Первая идея, которую разрушает йога, — это идея о рае и аде. До тех пор, пока они существуют, технология внутреннего благополучия не имеет смысла. Когда движение к собственному освобождению бессмысленно, остается лишь два варианта: закончить в плохом месте или в хорошем. В этом случае вся ваша жизнь подчинена цели заработать на билет в хорошее место. При этом вам безразлично, как вы живете. Человечество вело столь жалкую жизнь во многом благодаря религиям, которые твердили: «Неважно, что ты делаешь. Главное, верь нам — и билет в хорошее место тебе обеспечен!» Так что если вы не разрушите рай и ад, которые сейчас живут внутри вас, то ни на шаг не продвинетесь к истине.

В йогическом предании есть такая история. Йог, которому было больше восьмидесяти четырех лет, принялся расхаживать по округе и вещать другим йогам: «Я скоро умру и сразу отправлюсь в рай». Йогов это забавляло. Однажды они остановили его и спросили: «Откуда ты знаешь, что попадешь в рай? Откуда ты знаешь, что у Господа на уме?» Йог ответил: «Я не знаю, что на уме у Господа, но знаю, что на уме у меня».

Йога дает вам технологию, которая позволяет сделать себя приятным независимо от окружения. Именно об этом и говорил тот йог. Рай и ад — части дуальности. Мы же устремляемся к освобождению, к полному растворению. Вы не попадаете ни в ад, ни в рай. Вы никуда не попадаете потому, что просто растворяетесь. Вот почему целями духовного искателя не являются ни Бог, ни рай. Его цель — мукти, то есть освобождение

Читайте также