Кто есть мастер?
Описаний и размышлений на тему мастерства может быть множество, например, в зависимости от уровня квалификации в конкретной профессии или деятельности.
И каждый из нас имеет право на свое собственное представление о критериях мастерства в любой сфере нашей жизни. Тем более, что восприятие сильнее реальности, поэтому в спорах на эту тему рождения истины можно ждать очень долго.
И все же, в качестве примера, рассмотрим два описания Мастера:⠀
«Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё ремесло» (Википедия)
«Он сидел, чуть склонившись вперед, в свободной позе, как бы случайным движением положив ладонь на рукоять рычага переключения скоростей, но глаза его неотступно следили за колеей перед локомотивом.
В позе его угадывалась непринужденность Мастера, уверенного в себе настолько, что это могло бы показаться небрежностью, недопустимой легкостью. Однако легкость эта требовала огромной собранности, концентрации, близкой к беспощадности абсолюта» (Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»)«Он сидел, чуть склонившись вперед, в свободной позе, как бы случайным движением положив ладонь на рукоять рычага переключения скоростей, но глаза его неотступно следили за колеей перед локомотивом.
Первое – определение, отражающее только суть, лишенное эмоциональной окраски, но правильное с содержательной точки зрения.
Второе – взгляд автора, очень тонкое, личное, художественное, но тоже очень точное! Оно отражает истинную суть мастерства как сочетание безупречной техники и непринужденности.
В Хатха-йоге есть определенные критерии освоения асаны: дыхание, техника отстройки, концентрация, продолжительность пребывания и другие. И есть еще один критерий, завершающий «технический» список: свобода и легкость исполнения.
Этот критерий не дается просто так, от природы или только лишь от многократного повторения. За ним всегда стоит долгий и осознанный «точечный» труд.
«Асана как струна. Если струну перетянуть, она порвется. Если недотянуть, она не будет звенеть» – помните? Другими словами, золотая середина – это не какая-то серенькая серединка, а точное попадание в цель.
Когда есть и правильная отстройка, и выполнены все правила безопасности, и достигнуты стабильность и комфорт, правильное дыхание и спокойное выражение лица, приходит время Красоты.
«Натяните струну, чтобы звенела!» Так я веду своих учеников дальше, когда вижу, что они готовы. Просто правильно – это необходимо, но для движения дальше, к свободе и вдохновению, уже недостаточно. И тогда в воздухе буквально слышится струнный концерт, гармоничный, слаженный, как награда за постоянство, настойчивость и труд.
Асаны на фото и видео – техничные, красивые, амплитудные – это результат регулярной и настойчивой работы. Невозможно освоить даже базовую асану только «по картинке», в попытке «скопировать» положение тела в пространстве, не зная правил травмобезопасности, техники выполнения и управления телом «изнутри».
А труд – это не только усилия, но еще и время. Прогресс в йоге приходит не так быстро, как в других видах физической активности. Это требует понимания, осознания и терпения.
И те, кто не бросил, не остановился, не искал легких путей, кто продолжил трудиться, рано или поздно, каждый в свое время получат свою награду: Технику, Свободу и Красоту.
Возможно, это и есть путь Мастера.