Сева: для чего йогу практика служения

Сева: для чего йогу практика служения

Сева — санскритское слово, в буквальном переводе означающее «служение». В индийской культуре служение считается неотъемлемой частью духовного пути, культивируется стремление служить без мысли о награде или личной выгоде. В контексте индийских религий термин дает определение работе или служению, которые выполняются для удовлетворения Бога, гуру или святой личности. Часто Севу считают синонимом Карма-йоги (йоги служения) — центральной практики Чарья-пады (периода религиозного ученичества, который посвящается служению и выработке характера). При этом Карма-йога — это в целом путь к Богу через послушание, служение и непривязанность к результатам действий, а Сева — это конкретные ежедневные действия, практика.

Амма о Севе. «Посмотрите на яблоню. Она отдает все свои плоды другим, не оставляя себе ничего. Само ее существование предназначено для других живых существ. То же самое относится и к реке. Каждый приходит и купается в ней. Она смывает грязь всех, не ожидая ничего взамен. Она охотно принимает все загрязнения и возвращает чистоту, жертвуя всем ради других. Дети, все до единого объекты в этом мире учат нас жертвенности. Если вы будете внимательно наблюдать, то сможете обнаружить, что вся жизнь — это жертвенность. Жизнь каждого — это история жертвенности. Муж жертвует своей жизнью ради своей жены, а жена жертвует своей ради своего мужа; мать жертвует собой ради своих детей, а дети — ради своей семьи. Каждый из нас жертвует своей жизнью так или иначе. Без жертвенности нет мироздания. Большинство из нас сосредоточены на нашем собственном маленьком мире. Этот наш маленький мир должен развертываться до тех пор, пока он не охватит всю вселенную. По мере его роста мы также можем видеть, что наши проблемы постепенно исчезают». Цитата из: «Пробудитесь, дети!» том 2, стр. 175

Йоги Бхаджан о бескорыстном служении. В рамках школы Кундалини-йоги в традиции Йоги Бхаджана особенное внимание уделяется теме служения, благодарности и принятия. Севой считается то, что делается для кого-то, с мотивом совершить это действие ради своего собственного Бога и своего собственного духа. Если же человек ожидает впоследствии получить что-то взамен, то тогда лучше не совершать этого действия. Это не будет считаться севой. Йоги Бхаджан писал: «Сева многомерна. Сева может проявиться как подношение. Через Севу вы можете заслужить доверие другого человека. Делая подношение, вы практикуете, вы трансформируете себя и становитесь самодостаточными. Например: вы можете просто улыбаться тем, у кого усталый и мрачный вид, и вы станете еще ближе к самому себе».

В школе Гималайской йоги много говорится об основном обязательстве в этом мире — служении. Если в жизни человека присутствует страх или если в ней царит путаница, то причина этого — то, что у него нет обязательств. Сева — это не то, что выполняется ради удобства или удовольствия. Важнейшая цель жизни — быть полезным. Сева дает возможность быть сострадательным, соединенным с миром и сообществом. Действие севы — это действие благодарности.

Читайте также