Сердце Йога-сутр: 4 ашрама в жизни человека

Сердце Йога-сутр: 4 ашрама в жизни человека

Согласно Ведам, человеческая жизнь представляет собой столетний отрезок, поэтому каждая ашрама составляет 25 лет.

Во время брахмачарьяшрамы молодежь должна учиться обретать знание как духовное, так и житейское, а затем употреблять это знание во благо. Обретя житейскую и духовную мудрость, молодым людям позволительно вступить в брак и стать семьянином.

57267840_838481126506391_8231358003027173575_n.jpg

Так начинается грихастхашрама. В этот период человек учится быть гуманным ради служения тем, кому необходима помощь. Кроме того, он заботится о воспитании и обучении своего потомства.

Родив детей и проживя этап своей жизни в браке, человек учится непривязанности (ванапрастхашрама), а когда непривязанность преобразуется в отстранённость и отрешённость, семьянин утрачивает привязанность к миру и устанавливают связь только с Ишварой, Богом. Это санньясашрама.

К четырём жизненным целям (пурушартхи) относятся дхарма, артха, кама и мокша.

57156353_564293620728219_2496732777191498867_n.jpg

Самадхи-пада соответствует первой пурушартхе, дхарме и повествует об ученичестве (брахмачарьяшрама). Дхарма означает религиозность садханы, праведный долг.

Дхарма — это то, что поддерживает и укрепляет человека на пути осуществления пуруши. Эта глава посвящена науке и философии, а также правильной дисциплине в форме «анушасанам».

Анушасанам означает мыслить и поступать верно, исходя из ямы и ниямы, которые разъясняются в Садхана-паде.

Вторая глава, Садхана-пада, рассказывает о цели жизни (артха) в контексте зарабатывания на хлеб насущный (грихастхашрама). Она детально рассматривает «как и почему», то есть средства и цели практики (артха), которые образуют рамки, внутри которых нам следует жить, сообразуясь с йогическим кодексом поведения.

57488431_389760248283278_4786839137030570497_n.jpg

Вибхути-пада рассказывает об обретении сверхъестественных сил. «Силы» соотносятся с третьей пурушартхой — камой. Практикующему следует оставаться равнодушным к этим силам, иначе можно поддаться их соблазну и свернуть с духовного пути.

Таким образом, семьянин должен соблюдать непривязанность к сверхъестественным способностям, дабы выйти за пределы чувственных желаний и соприкоснуться с более высокими гранями жизни. В этом заключается ванапрастхашрама, третья стадия жизни, подготавливающая к последующей, четвёртой стадии.

57398929_383067035882602_5764111490062230407_n.jpg

Заключительная глава Йога-сутр, Кайвалья-пада, рассматривает мокшу, соответствующую четвёртой стадии жизни, санньясашраме. Предполагается, что на этом этапе садхака должен отрешиться от сверхъестественных сил. Кайвалья означает единство.

В этом состоянии разум сияет словно полная луна. Он видит путь к обретению свободы от страстей (моха) и достижению окончательного освобождения, мокши. 

Тогда реализованный садхака живёт в сатье (истине), шивам (вечности) и сундарам (счастье).

Комментарии

Читайте также