Садхгуру рассказывает легенды
Легендарный индийский учитель и йог Садхгуру рассказывает легенды, которые окружают самого знаменитого персонажа индийских духовных традиций — Шиву:
Когда люди отождествляются с ограниченным циклическим процессом физического мира, их жизнь становится обузой. Вот почему они спрашивают: с какой целью я несу эту ношу? Вот почему им нужно вознаграждение за труды. Ум, кастрированный и одомашненный, утратил ощущение дикой природы, где жизнь одновременно прекрасна и бесцельна. Он не способен понять неистовой радости вольного слона. У жизни нет никакого смысла, заявил Адийоги. Это просто явление. Цель есть у маленьких действий. Но жизнь нельзя ограничить узкими рамками пользы. Жизнь — вне любых ограничений, за пределами утилитарности. Если вы ощущаете вкус бытия без цели и жизни без смысла, то вы — просветленные. «Мы можем бесконечно спекулировать и сочинять истории о происхождении жизни, — сказал великий учитель. — Если я расскажу вам историю, вы можете либо поверить в нее, либо нет. В любом случае это ни на шаг не приблизит вас к истине. Я здесь не для того, чтобы рассказывать байки. И не для того, чтобы объяснять причины. Они неважны. Не спрашивайте «зачем». Я знаю, как выйти из игры, и это единственное, что имеет значение. Давайте я покажу вам, как это сделать». Это «как» постепенно развернулось в великую науку йоги. Откровение Адийоги было таким поразительным и многогранным, что семерым мудрецам, даже при их блестящем уме и наивысшей способности к концентрации, потребовалось долгое время, чтобы постичь его.
Адийоги разъяснил методы, которые действуют независимо от уровня нашего развития и подготовки. Он уверенно заявил, что для каждого человека на Земле есть подходящий путь. В этом и состоит уникальность его системы: она не исключает никого. Цель, которую Адийоги поставил перед человечеством, — это освобождение. Освобождение от тирании компульсивности и неосознанности, от цикличности тела и ума. Так возникла духовная традиция, которая по сей день живет и проявляется в самых разных формах. Наука, рожденная на Индийском субконтиненте, открыла путь к освобождению для всех людей, вне зависимости от их ситуации. Согласно йоге, каждый аспект жизни — будь то любовь или молитва, учеба или работа, медитация, песни или танцы — нацелен на освобождение. Все остальное вторично.
Вся ваша жизнь устремлена к освобождению. Что бы вы ни делали, жизнь — это паломничество. Энергетическая система человека, сказал Адийоги, это микроорганизм, который, подобно зеркалу, отражает устройство всего космоса. Таково основное откровение йоги: геометрия человека и Вселенной— идентичны. Мудрость Адийоги основывается на следующем: все, что мы жаждем узнать о жизни, находится внутри нас. «ПУТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЙ, — снова и снова повторял он, — ЛЕЖИТ ВНУТРИ».
Он сказал, что даже при небольшом сосредоточении йог способен воспринимать три измерения во лбу. Более поздние культы Шивы назвали это основой высшего восприятия, или «третьим глазом», но наука йоги называет это агна-чакрой.
Сложная схема бытия находится прямо здесь. В агна-чакре по принципу возрастания расположены три измерения: Рудра, Хара и Садашива. По ним можно прочитать всю историю бытия. Творение зародилось из рева, потом перешло в состояние устойчивости, а затем, наконец, к трансцендентности. Все эти три измерения — начало, середина и конец — отражены в человеческой физиологии.
Адийоги объяснил то, о чем йоги уже много лет знали по собственному опыту. В теле есть сто четырнадцать чакр, или энергетических центров. Основная биоэнергия, которую мы называем «прана», течет по семидесяти двум тысячам каналов, так называемым нади, и встречается на ста четырнадцати пересечениях, которые называются чакрами. Чакры — это энергетические центры. Они невидимы. Как сказал Адийоги, их не обнаружить, даже если разрезать тело. Но по мере того как вы всё лучше осознаете движение энергии, вы понимаете, что она движется не хаотично, а по определенным маршрутам. Энергия течет по семидесяти двум тысячам каналов, которые пересекаются в ста четырнадцати точках. Сто двенадцать из этих точек находятся внутри физического тела, а еще две — за его пределами. «Сколько есть путей к освобождению человека?» — спросили мудрецы. «Если говорить об устройстве человека, то всего сто двенадцать», — ответил Адийоги. Оставшиеся две чакры доступны лишь тем, кто вышел за пределы физического. Для всех остальных существуют только сто двенадцать чакр, каждая из которых может послужить входом в божественное.
Отрывок из книги «Адийоги. Источник Йоги»