Крийя: дисциплина, изучение и преданность
Публикуем отрывок из новой книги.
Вы несете с собой, вокруг себя и в себе атмосферу, созданную вашими действиями, и если то, что вы делаете, красиво, благостно и гармонично, то и атмосфера эта будет красива, благостна и гармонична.— Мать (Мирра Ришар). «Путь, освещенный солнцем»
Хотя такие средства йоги, как пранаяма, асана и виньяса-крама, очень впечатляют и их интересно изучать, однако это может привести к привычке накапливать экзотические методы, забывая, ради чего мы приступили к духовной практике. Патанджали видел опасность предоставления слишком большого количества методов и внешних средств без напоминания читателям о том, что это по сути очень простой процесс. Действительно, все, что нам нужно делать, — это упорно трудиться и посвятить себя богопознанию. Поэтому Патанджали начал главу о практике с простой трехступенной схемы достижения просветления, называемой крийя-йога.
Как и слово «карма», крийя происходит от санскритского корня кри («делать»). Под кармой понимается любое действие, а крийя — действие, направленное на очищение.
Тапах-свадхьяешвара-пранидханани крийя йогах | ЙС, 2.1
Жгучее желание Самоосознания, самоизучение и преданность Богу составляют йогу действия.
Трехступенная система Патанджали — это очень прямой путь. В этой сутре сказано, что в духовной практике нужно совмещать упорную физическую работу с изучением текстов, а мотивацией должна быть преданность. Здесь Патанджали сообщает нам, что совершенным действием будет лишь то, которое удовлетворяет трем критериям: тапас (жгучее желание духовной практики), свадхьяя (изучение «Я») и ишварапранидхана (преданность Богу).
тапас: жар;
свадхьяя: изучение священных текстов и Высшего «Я»;
ишварапранидхана: посвящение, отдача Богу всех своих мыслей, слов и дел.
Как же нам наполнить свою садхану (духовную практику) этими тремя элементами? Чтобы сделать свою садхану тапасичной (пламенной), некоторые индийские садхаки предпринимают чрезвычайные меры. Стоять на одной ноге в течение многих лет или держать руку над головой, пока она не засохнет, — вот примеры тапаса (аскезы), которым индийские йоги занимались на протяжении тысячелетий. Стоять целый день в холодной воде, доходящей до подбородка, или сидеть под палящим солнцем в центре огненного круга, держа на голове горшок с углями, — это тоже классический йоговский тапас. Но вам, чтобы привнести в свои занятия йогой тапас, нет необходимости ударяться в такие крайности (хотя, если вы очень этого хотите, мы не станем вас отговаривать)!
Это внутреннее понимание жертвенного огня ведийской Индии. Элемент огня в теле используется для сжигания грязи. И главным загрязнением, конечно, является авидья (незнание Высшего «Я»). А подношение, бросаемое в огонь, — это эго, низшее «я».Ваша садхана — пранаяма, асана, медитация или что-то еще — будет тапасом, если вы придерживаетесь ее постоянно и в течение длительного времени. Эти виды деятельности будут тапасом, потому что они идут вразрез с устройством современной жизни. Оставаться самодовольными и не меняться намного легче, но такая апатия не привнесет в вашу жизнь преобразующий жар.
В них содержатся указания по нравственным, праведным действиям йога в мире. Чтение жизнеописаний просветленных существ, осознавших «Я», — это тоже форма свадхьяи. Своей жизнью они явили пример единства совершенных намерений и совершенных действий. На пути нашего собственного духовного развития святые являются образцами для подражания.Еще одна форма свадхьяи — воспевание имен Бога. Говорят, что санскритские песнопения содержат вибрационную сущность формы призываемого Бога. Если мы многократно повторяем эти звуки, наши клетки начинают резонировать на том же уровне вибраций. Повторение санскритских имен Бога создает внутри нас форму божества.
После тапаса (очищения) и свадхьяи (изучения Высшего «Я») третьим компонентом крийя-йоги является ишварапранидхана (преданность Богу). Ишвара — это Бог. Бог в такой форме, которая может быть визуализирована и которой вы можете проявлять свою преданность. Прана — это жизненность, энергия жизни. Дхана означает «дар энергии». Без такой преданности любые средства йоги приведут лишь к развитию привязанностей и корыстных интересов.
Один ученик рассказал нам, что он выполняет трудные асаны, но не уверен, идет ли это ему на пользу. Во время занятий он чувствует себя хорошо, но позже его переполняет сильное чувство гнева и он начинает ругаться с друзьями и сотрудниками. Он спрашивал, не бросить ли ему заниматься йогой.Мы ответили, что у Патанджали есть рекомендация именно по такой проблеме: ишварапранидхана. Для концентрации энергии, высвобожденной асанами, ученику нужна была благородная и возвышенная цель. Мы предложили ему выбрать кого-либо или что-либо, олицетворяющее это благородное и возвышенное стремление, и направлять туда всю энергию, полученную от занятий.
Методы йоги усиливают и корректируют течение праны. Если мы не направляем этот поток вверх, он будет питать любые тенденции, проходящие через ум. Если в уме есть гнев, занятие йогой усилит ваш гнев. Но если ум сосредоточен на преданности Богу, будет усилена эта преданность.
Если не посвящать постоянно свою деятельность Богу, то вырвавшиеся эмоции могут вас переполнить. Но когда освобожденная энергия направляется не на проявление подсознательных эгоистических эмоций, а на богопознание, это становится не порабощением, а освобождением.Чтобы занятия йогой приносили очищение, они должны удовлетворять всем трем указанным в «Йога-сутрах» критериям крийи. Например, выполнение сложных асан может быть тапасом. Вы можете сильно потеть и заметить, что в пылу занятия вы вышли за пределы того, что, как вам казалось, является физическим ограничением тела. Вы можете даже почувствовать, как благодаря жару занятий тело очищается. Но если во время выполнения асан вы будете поглощены воспоминаниями о конфликтах с сотрудниками по работе или сравнением своих способностей с чужими, значит, вы забыли о главном компоненте очищения — об ишварапранидхане, преданности Богу, которая требует отказа от всех эгоистичных мотивов.
Если вы смотрите по сторонам, наблюдая, как выполняют асану другие ученики, значит, в данное время вы не занимаетесь свадхьяей (изучением Высшего «Я»). В этот момент вы весьма заняты своим маленьким «я».
А это возможно, лишь когда мы экспериментируем со своим телом и умом — пока не научимся уходить от суеты и беспорядка.Вероятно, вы встречали людей, которые как одержимые накапливают дома какие-то вещи: от газет и до старой одежды. Мы удивляемся, как они могут жить, не имея в доме свободного места. Но в голове у нас точно такой же беспорядок. С того момента, как мы поселились в этом теле, мы накопили привычки, предрассудки, влечения и отвращения, отношения, условности и другие особенности характера.
Люди, которые накапливают дома вещи, быстро привыкают к беспорядку. Им кажется нормальным, что негде сидеть, спать, есть и даже жить. Но и мы тоже привыкли к беспорядкам внутри себя. Они даже имеют имена: «Этот беспорядок — Франк, ирландский католик, «телец», водопроводчик, живущий в Верхнем Вест-Сайде». И мы живем в страхе потерять хотя бы малую часть этого хлама.
Фото: unsplash.com