Экскурс в историю (часть 2)

Ведийская цивилизация

Эта цивилизация состояла из пришлых и коренных народов Индии. К коренным народам относились пигмеи, пришедшие из Африки, протосредиземноморцы из Месопотамии, народности Центральной Азии. Пришедшие кочевники – индоарицы – подчинили себе местные племена. Начали они с северо-восточной Индии. Они расселялись на берегах рек, строя небольшие деревни с домами из обожженного кирпича, кирпича-сырца и дерева. Принятое у завоевателей деление социума на варны и касты – специфика кочевой жизни.

Кшатрии были разведчиками и воинами, осваивали во время передвижений новые пространства; жрецы – брахманы – соблюдали обычаи и выполняли обряды; вайшьи возникли, когда арии стали оседлыми, вайшьи стали собственниками земель. Те племена, которые арии подчинили, стали четвертой кастой – шудрами. Первое арийское нашествие шло из Туркестана в направлении Ирана и Индии. Страны Инда долго отстаивали свою независимость. Об этом противостоянии говорится в «Ригведе» – первом литературном индоведийском памятнике. Помогал ариям («благородным») победить анарьев («неблагородных») Бог индуисткого пантеона Индра. «Ригведа» отражает мифологию и верования первой ведийской религии. В «Ригведе» упоминается по меньшей мере 33 бога. Главный из которых – Варуна – управляющий стихией движения Звездного Неба.

                                      pashupati.jpg
 
С 1000 до 600 гг до н. э. происходит переход к оседлой жизни. Первые правители крупных территориальных общин – раджи – выбирались народным собранием из кшатриев. Постепенно царское положение становилось наследным. Однако на вершине социальной пирамиды находились брамины. «Царь живет и процветает в своем дворце, ему земля отдает все свои дары, ему по доброй воле подчиняется народ, но впереди царя идет брамин» - сказано в «Ригведе». Между царем и брамином существовал союз, напоминавший брачные узы. Два высших социальных слоя объединяются и противостоят народным массам. К ним присоединяются вайшьи для противостояния шудрам. Брамины обеспечили свое главенство за счет внушаемого ими страха. Все секреты обрядов хранились у них. В этот же период появляются рабы (мирное население побежденных племен) и рабовладельцы. Количество рабов свидетельствовало о богатстве их владельца. Медленное образование государственности – отличительная черта ведийской эпохи. Десятки ведийских государств то возникали, то распадались.

                                mqdefault.jpg

К 600 гг. до н.э. в долине Ганга существовало около 16 государств, находящихся друг по отношению к другу в состоянии конкуренции. Человек Ведийской цивилизации размышлял над вопросами мироздания. Возникло учение о реинкарнации – колесе перерождения души. С этим представлением связано и учение о карме. Только совершая хорошие поступки после смерти можно попасть в мир Богов. Учение о карме стало основой всех индийских религий. Возникает эпическое произведение – «Махабхарата». В основе сюжета – борьба за власть внутри царского рода. В поэму включено поучение Кришны – трактат «Бхагавад-гита» – одно из популярнейший произведений мировой литературы. В переходную эпоху между ведийским периодом и наступающими «средними веками» появляются новые религиозные представления и понятия. Появляется Брахма, в основе которого лежит безличное и отвлеченное понятие о Брахмане (святое). Этот Брахман, отождествленный с Душой мира – Атманом – был высшей религиозной идеей в конце ведийской эпохи.

Автор - Казимирова Олеся

Комментарии

Читайте также