Экскурс в историю (часть 1)
В йогических кругах часто можно услышать вопросы типа: «К какой традиции ты принадлежишь?» или «Какая философия йоги тебе более близка?» Давайте вместе разберемся, что такое традиция и почему это так важно для практикующих йогов.
В толковом словаре Ожегова традиция понимается как «обычай, установившийся порядок в поведении, в быту». Духовность же по Ожегову – это «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Мы определились с терминами. Теперь предлагаю сделать экскурс в историю и попытаться найти момент зарождения того, что потом станет обычаем. Для этого мы перенесемся в очень далекое прошлое, во времена, когда у человека не было даже постоянного жилья и для того, чтобы продолжать жить ему приходилось в поисках пропитания постоянно переходить с места на место. 14 000 лет до нашей эры. Конец ледникового периода. Мир населен очень редко. Люди живут в Африке, Евразии и Австралии. Это охотники – собиратели. Они охотятся на диких животных и собирают ягоды и коренья съедобных растений. У них мало имущества, потому что ходить с большими баулами неудобно, и мало детей – по той же причине. Конкуренция между группами тоже невысокая. Какие-то группы культурно более развиты, какие-то менее.Господствующей территорией с развитой культурой, которая стала оказывать влияние на других, становится Ближний Восток: крайний юг Турции, долина Ефрата, территория, на которой сегодня находится Израиль и долина реки Иордан. Определило развитость культуры в этом регионе… сельское хозяйство! Именно здесь росли дикорастущие злаки с высокой урожайностью. Люди осели. В результате их вмешательства в биоценозы дикорастущие злаки стали культурными и собирательство превратилось в земледелие. И это становится причиной перехода из одной культуры в другую.
Человечество вошло в культуру докерамического неолита. Благодаря земледелию стали появляться изобретения, которые, по словам историков, определили облик нашей цивилизации: серп (медный, потом бронзовый), мотыга, плуг. То есть производительность труда на этой территории росла за счет развития технологий. Дома из соломенных хижин обрабатывались известковым раствором еще в предыдущей эпохе, в докерамической же появляется кирпич, а вместе с ним и прямоугольные дома, и город, огороженный стеной. Потом случайно были одомашнены дикие животные. Таким образом были заложены основы нашей цивилизации – земледелие и скотоводство. Но ничего не стоит на месте и развитие древних людей тоже продолжалось. Они стали выводить породы домашнего скота для вторичного использования продуктов скотоводства: корова давала молоко, овцы – шерсть. А культура докерамического неолита привела те земли, на которых она жила, к катастрофе. Люди вырубили леса, и это привело к опустыниванию. Считается, что леса им нужны были в качестве топлива для того, чтобы добывать известь, которой они обмазывали полы своих городских жилищ. Люди бросили свои поля и превратились в подвижных скотоводов. Они ушли в степь.
Историки определяют направления, в которых мигрировали древние люди:
Хараппская или Индская цивилизация
3300-1300 гг до н.э. Третья по времени цивилизация после египетской и месопотамской. Как появилась Хараппская цивилизация? На этот счет есть немало гипотез.Две основные:1. Цивилизация была привнесена извне. 2. Цивилизация возникла на этой территории.
Археологические раскопки стоянок эпохи каменного века свидетельствуют, что основные районы расселения аборигенов находились на плодородной равнине между реками Инд и Ганг, а также на невысоких плоскогорьях страны, где в условиях постоянного лета существовали многочисленные представители животного и растительного мира. Ученые называют эту цивилизацию Мерхгарх. Так же в долине сегодня уже пересохшей реки Сарасвати существовала связанная с Индской культурой культура Хакры. Есть свидетельства умеренного смешения населения на этой исторической стадии. Самые ранние находки Индской культуры относят к 3 тыс. до н.э. Постепенное развитие культуры Ранней Хараппы привело к строительству крупных поселений, огороженных стенами, расширением торговых сетей и объединению разных регионов в схожую материальную культуру. Одни ученые считают, что люди стали жить вместе из-за климатических условий – высокого уровня муссонных осадков. Другие, что как раз снижение уровня осадков в третьем тысячелетии потребовало от людей консолидации усилий для решения проблем с водоснабжением. Зрелая Хараппская цивилизация характеризуется ростом городов, появляются крупные урбанистические центры. Часть городов располагалась в нынешнем Пакистане, часть на территории сегодняшней Индии.
В первую очередь Индская культура уделяла внимание доступности религиозных объектов и гигиене. Городская планировка уделяла особое внимание гидротехническим сооружениям, включавшую в себя канализационную и дренажную системы. В домах были ванны (комнаты для купания), вода из них поступала в стоки, которые тянулись вдоль улиц, все дома имели доступ к водопроводу и канализации, в каждом доме был туалет. В 2001 году археологи обнаружили останки двух человек из Мехргарха. Эти люди пользовались услугами стоматолога! В долине Инда была найдена печать. На ней изображена сидящая фигура с рогатым головным убором, окруженная животными. Эта печать получила название Печать Пашупати. Но мнение ученых по поводу этой печати сильно расходятся. Выдвигается множество версий о том, кто на ней изображен.
Примерно к 1700 году до н.э. большинство городов Индской культуры было заброшено. Из городов люди стали переселяться в села. Городская канализация, бани, система отвода сточных вод больше не строятся. Археологи отмечают в этот период увеличение насилия и инфекционных болезней. Трупы животных и людей оставляли незахороненными. Наряду с Индской цивилизацией в этот же период произошел резкий упадок и в Древнем Египте. Многие ученые считают, что причиной исчезновения цивилизаций стала аридизация – засуха по всему Ближнему Востоку. Население Хараппской цивилизации ушло на Восток. Число поселков в Индии в 1900 г до н.э. увеличилось с 218 до 853. В период с 1900 до 1000 г до н.э. население стало мигрировать в долины рек Ямуна, Ганг, Рави. По найденой керамике археологи установили существование двух культур. Также было очевидно, что люди жили в домах разного типа. Постепенно Хараппсвторкая керамика полностью исчезла, уступив керамике принадлежащей Ведийской цивилизации.
Автор - Олеся Казимирова