Что такое йога с точки зрения Б.К.С Айенгара
Очень распространено ошибочное представление, что Путешествие вовнутрь и вообще любой духовный путь предполагает отказ от естественной, практической, мирской жизни со всеми её удовольствиями.
Для йога же напротив (как для даосского Мастера и дзен-буддистского монаха) духовный путь находится во власти природы. Это и есть, по сути, её изучение, начиная с поверхности во всём её многообразии и заканчивая самой тонкой сущностью материи.
Духовность — это не внешняя цель, но отголосок божественной сущности внутри нас, который ещё предстоит открыть. Для йога дух неотделим от тела.
Духовность, как я уже говорил, это не нечто эфемерное, лежащее за гранью природы, но что-то вполне достижимое и ощутимое в наших же телах. Само по себе понятие духовного пути трактуется неверно.
В самом деле, как можно стараться приблизиться к чему-то, что и так, по определению, находится везде, как божественность? Лучше сказать, что, если мы как следует заботимся о сосуде этой божественности, в один прекрасный день мы обнаружим, что божественность всегда была там.
Учёный пытается покорить природу знаниями — внешнюю природу внешними же знаниями. Так, он способен расщепить атом и добиться внешней силы. А йог направляется на поиски своей собственной внутренней природы, чтобы проникнуть в атом (атму) бытия.
Его не интересует владение бескрайними берегами и беспокойными океанами — он жаждет власти над своим непокорным телом и лихорадочно работающим умом.
В этом внутреннем пути к развитию или инволюции искателя ждёт правда и глубокое, трансформирующее йоговское Путешествие. А начать инволюцию стоит с самого доступного нам инструмента — тела, освоить который и поможет нам практика асан.Отрывок из книги Б.К.С Айенгара «Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе.»