Что такое природа Майи и как она описана на примере текстов христианской библии и "Бхагавад Гиты"

Йога и христианство. Часть 3

Первая часть статьи по ссылке. и вторая часть статьи по ссылке.

Описания земных энергий в индуизме и в христианстве схожи.

Стихи христианские текстов описывают, как создаётся природа Майи и человеческие существа:

«…так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия…».

(Откровение, гл. 3, ст. 14)

«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Оно было вначале с Богом.

Всё через Него начало быть, что начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

В Нём была жизнь и жизнь была свет человеков.

И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины…».

(Евангелие от Иоанна, гл. 1, ст. 1 — 4, 14)

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

(Бытие, гл. 1, ст. 27)

Природа Майи состоит из трёх миров: грубоматериального физического мира, тонкоматериального астрального мира и ещё более тонкого причинного мира —

великой Пустоты. Все они, начиная с Пустоты, последовательно созданы изначальной вибрацией Звука — Слова, звучание которого в различных религиозных традициях могут описывать разными словами: Ом, Аум, Аминь, Амен и другими. Этот первоначальный Звук является вибрационным проявлением Бога — Высшего Духа, посредством этого Звука Бог создает «материю» природы Майи, и именно из-за этого Майя является вибрационной природой. Это всё и описывают вышеприведенные христианские стихи.

Кроме того, это Слово, как говорит один из стихов, «…вначале было с Богом», то есть Оно родилось в сознании Бога — Чит, и является проявлением Его намерения создать этот мир Майи. Это намерение Бога и реализуется затем через звучание этого Слова, Оно есть Его всемогущая сила — Шакти, создающая природу Майи и называемая также Анандой — Блаженством, поскольку Бог создает этот мир, Сам пребывая в Блаженстве. И в одном из стихов все это также очень точно описано: «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины…».

О том же самом в «Бхагавад гите»:

«8.3. Благой Господь сказал:

- Брахман — это Первоначальный Звук Ом, [создающий природу Майи и существ в ней], [Его] собственная природа [в виде Света], порождающая жизнь, находящуюся в существах, называется Высшим Духом. Сотворение называется [Его] «действием».

14.3 Моё лоно — Великий Брахман, в него Я помещаю «зародыш», оттуда, о потомок Бхараты, происходит возникновение всех существ.

14.4. О Каунтея, в каких бы лонах ни зарождались тела [людей], их [изначальное] лоно — Великий Брахман, а Я — Отец, дающий семя [жизни]».

Если кратко, Бог есть Свет, Бог есть Жизнь и Бог есть Слово — первоначальный Звук Ом. О том же самом говорит и христианский стих: «В Нём была жизнь и жизнь была свет человеков», показывая также связь Бога и человека через «свет человеков» — Дух внутри человека, который оживляет его. Жизнь в человеке является проявлением Духа, присутствующего в нём, и этот индивидуальный Дух создается через отражение Света Бога — Высшего Духа.

Слово — Шакти, создавая природу Майи, участвует также и в создании человека, формируя его тела — оболочки на разных уровнях природы Майи во всех трех ее мирах. Этой силой Шакти, на самом тонком уровне в причинном мире, создается первая оболочка каждого человека, которая называется анандамайя коша — оболочка блаженства. Свет Высшего Духа, отражаясь от этой индивидуальной оболочки и оживляя ее, создает отдельный индивидуальный Дух каждого человека. Природа этого Духа подобна природе Высшего Духа, он является «сыном Божьим», подобным Иисусу Христу, и имеет непосредственную связь со своим Отцом — Высшим Духом, обладая всей полнотой истинного знания своего Отца. Поэтому, если человек подружится со своим Духом и установит интуитивную связь с ним, то он сможет получать от Духа истинные знания. Кроме того, когда христианский стих говорит:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их», то речь идет прежде всего о Духе внутри каждого человека, поскольку создание человека, как и всей природы Майи, начинается «сверху», то есть с создания его бессмертного Духа, и именно он является «образом и подобием Бога» и индивидуальным Высшим Я в каждом человеке. Но в то же время этот стих говорит и о том, что когда создавались человеческие существа как мужчины и женщины на уровне астральной природы, то изначально качества природы их сознания также были подобны божественной природе. Но поскольку, в отличие от неизменных качеств Духа, качества сознания человека на этом уровне изменяемы под воздействием сил гун — качеств природы Майи, и других механизмов присутствующих в сознании, то после многочисленных реинкарнаций природа сознания человека обычно уже не подобна божественной, и чтобы вернуться к этой божественной природе в сознании придётся приложить много усилий в этом направлении, именно на это и направлены все духовные практики. Достижение этого дает гармоничную настроенность со своим Духом и хорошую коммуникацию с ним, а дальнейшее соединение с Духом и вхождение в состояние сверхсознания — самадхи, выводит человека на новый уровень совершенства. Дух и является Высшей целью совершенства и самопознания для человека.

«15.16. В [этом] мире есть два живых существа, [присутствующие в каждом человеческом теле]: «преходящее» [существо], а также «непреходящее». Все существа [внутри тел, подверженные перерождению в новые тела], — «преходящие», а «стоящий во главе» [каждой «преходящей» сущности] бессмертный [Дух] называется «непреходящим».

6.5. Возвысь себя Духом, не опускай себя [привязанностью к природе Майи]. Таким образом, [твой] ум именно другом и родственником Духа станет, противником природы [тьмы Майи].

6.6. Ум — друг и родственник Духа у того, кто именно [соединением с] Духом победил ум, [проявив в нём качества подобия Духу]. Но отличный [качествами от Духа] ум будет действовать враждебно, подобно врагу».

(«Бхагавад гита»).

Подводя итог вышесказанному, качества божественной природы Духа и являются целью при совершенствовании качеств сознания человека, а йога, как практика соединения с ним, есть инструмент этого совершенствования.

Все религии так же, как и йога, направлены на совершенствование природы сознания человека. Образцом этого совершенства является Бог и Дух в человеке. Поэтому религиозные тексты и тексты по йоге вполне могут дополнять друг друга, создавая более полную и ясную картину Единой Высшей Реальности, которая и описывается разными словами в различных текстах, что помогает человеку познавать и через духовную практику совершенствовать природу собственного сознания.

Комментарии

Читайте также