Как создать тишину в мире постоянного шума

Как создать тишину в мире постоянного шума

Цивилизованный мир охвачен эпидемией шума. Приходящие на мобильный оповещения, рев транспорта, звуки, издаваемые всевозможной техникой, — всё это отвлекает и сильно нервирует, не дает ни сосредоточиться, ни расслабиться. Постоянное воздействие шума на нашу нервную систему вызывает стрессы, становится причиной срывов и конфликтов. Только в тишине можно успокоиться, собраться с мыслями и принять правильное решение, но у нас нет возможности уединиться, отыскать тихий уголок, закрыться от окружающего мира — какофония настигает повсюду. Норвежский писатель и исследователь Эрлинг Кагге утверждает: идеальную тишину можно отыскать даже среди самого сильного шума, если знать как.

В школе нам рассказывали о звуковых волнах, о том, что звук — физическое явление, измеряемое в децибелах. Однако мне измерения звуков по какой-то шкале представляется довольно бессмысленным. С тишиной все обстоит иначе. Тишина — это понятие. Ощущение. Идея. В тишине вокруг нас может помещаться очень многое, но для меня наибольшую ценность имеет тишина внутри нас. Такую тишину я создаю сам, поэтому мне нет нужды искать абсолютную тишину вовне. Тишина для меня — очень личное переживание.

Я верю, что каждый способен найти тишину внутри себя. Она живет в нас, даже когда вокруг множество звуков. В глубине океана, под шумными волнами и белыми барашками, — тихо. Когда моешься под душем, а на голову льется вода, когда сидишь перед потрескивающим костром, плаваешь в лесном озере или идешь по равнине, тоже можно ощутить полную тишину. Я обожаю это чувство.

В Осло все гораздо сложнее. Я работаю в центре города, и мне то и дело приходится поддерживать свою собственную тишину. Вокруг так шумно, что я вынужден громко включать музыку — не для того, чтобы еще больше отвлечь себя, а чтобы заглушить остальные звуки. Это работает только в том случае, если играет простая, знакомая музыка, не таящая в себе никаких неожиданностей.

Вообще я верю, что, если очень захотеть, в тишину можно погрузиться даже на взлетной полосе аэродрома. Один мой приятель убежден, что оказаться в тишине можно, только спрятавшись в своем автомобиле. Как говорится в старой норвежской поговорке, важно не то, что с тобой происходит, а то, как ты к этому относишься. Однако для меня наибольшей ценностью обладает тишина, которую можно ощутить на природе, ведь именно там я чувствую себя как дома. Если бы я не научился воссоздавать в городе внутреннюю тишину, которой меня научила природа, я бы тосковал по ней гораздо больше и был бы вынужден сбегать от цивилизации значительно чаще.

Я не умею вязать, но иной раз, наблюдая за женщиной со спицами в руках, представляю, что она, должно быть, достигает того же покоя, что и я в ходе своих экспедиций, хотя вокруг нее гораздо больше звуков. Я ощущаю тишину не только во время путешествий, но и когда читаю, играю на музыкальном инструменте, медитирую, занимаюсь сексом, катаюсь на лыжах, практикую йогу или неподвижно сижу и ничего не делаю. Мое книжное издательство продает сотни тысяч книг по вязанию, пивоварению и укладке дров. Создается впечатление, будто мы все, или по крайней мере очень многие из нас, желаем вернуться к истокам, к чему-то настоящему — к покою. Мы стремимся найти, пускай и ненадолго, безбурную альтернативу ежедневной суете. Все подобные занятия объединяет некая размеренность и медитативность. Вероятность того, что вас прервут, когда вы варите пиво в подвале своего дома или сидите в кресле и вяжете, ничтожно мала, так что вы можете спокойно заниматься своим делом. Одна мысль о том, что вам никто не помешает и в кои-то веки не нужно оправдывать свое желание побыть в одиночестве, — настоящая роскошь.

Это вовсе не веяние моды, не тренд, а проявление глубинной человеческой потребности. Вязание, пивоварение и колка дров похожи. Вы ставите перед собой задачу и выполняете ее, но не сразу, а пошагово. Вы работаете руками, всем телом — и тем самым приводите в движение и душу. Мне очень нравится, когда удовлетворение исходит от тела и укореняется в сознании, а не наоборот. Результаты вашего труда — дрова, дарящие тепло, или свитер, в который вы вложили душу, — совсем не то, что можно просто распечатать на принтере. Плоды ваших усилий осязаемы, и вы и окружающие можете наслаждаться ими долгое время.

Я верю, что тишина — новый вид богатства в нашем мире. Благодаря одному из ее качеств она оказывается гораздо более уникальной, чем любое другое достояние. Однажды летом, через год после того, как я впервые спросил своих дочерей о тишине, я задал им свой вопрос снова. Две ответили мне молчанием, в то время как третья дочь, к моей великой радости, сумела облечь свои мысли в слова: «Тишина — единственная потребность, которую человек, стремящейся ко всему самому новому и модному, не способен удовлетворить».

Сложность в том, что такое простое и непосредственное понятие, как тишина, не вписывается в рамки индустрии роскоши, поэтому тишина остается недооцененной. Производство товаров и услуг класса люкс зиждется на принципе приумножения. Под воздействием дофамина покупатели хотят все большего. Тишина же подразумевает отказот чего-то. Ко всему прочему тишина совершенно бесплатна. И в следующем сезоне ее не придется менять на последние новинки из свежей коллекции.

Вероятность того, что игроки на рынке роскоши сделают ставку на тишину, стремятся к нулю — разве что кто-то выпустит элегантные наушники с функцией подавления шума или опубликует очередную рекламу с изображением элегантных людей, отдыхающих в уединенном отеле. Любой производитель хочет, чтобы его бизнес развивался и приносил прибыль.

Еще один вид роскоши — быть вне досягаемости. Возможность оградить себя от будничного шума — настоящая привилегия. Представьте, каково это — позволить другим решать насущные проблемы в ваше отсутствие. Не следить за перепиской, не отвечать на звонки. Ожидания коллег, бизнес-партнеров и родственников, не слишком важных для вас, автоматически перепоручаются другим. Вы добились права не беспокоиться по поводу того, если кто-то хочет с вами связаться.

Шум также связан с классовыми различиями. Звуки, издаваемые другими людьми, второстепенные для нас самих, становятся причиной дальнейшего разъединения общества. Низкооплачиваемые работники обычно трудятся в более шумных условиях, чем высокооплачиваемые. В дешевом жилье звукоизоляция значительно хуже, чем в дорогом. Обеспеченные люди живут в тихих районах со свежим воздухом, их автомобили и стиральные машины работают тише остальных. Богатые едят экологически более чистую, полезную еду. Тишина стала одним из факторов, обеспечивающих отдельным людям более продолжительную, здоровую и благополучную жизнь, чем у большинства.

Я сомневаюсь, что многие из нас могут приспособиться к шуму. Разумеется, мы учимся жить с ним, потому что уверены, что выбора нет, однако шум в любом случае остается раздражающим фактором, снижающим качество жизни. Это касается не только людей, но и животных. Я люблю просыпаться, слыша пение птиц. В ходе исследования влияния городского шума на поведение пернатых ученые установили, что тональность птичьих трелей меняется: на смену низким звукам приходят более высокие, способные конкурировать с антропогенным шумом. Как следствие, птицам становится значительно сложнее привлечь своей песней партнера для спаривания и соответственно птицы откладывают меньше яиц. Это изменение произошло крайне быстро, и ученые пока затрудняются оценить его как эволюционный сдвиг. Однако причина лежит на поверхности: птицы, обитающие в шумной городской среде, становятся нервными. Птицы и люди сильно отличаются друг от друга, но параллель определенно просматривается. Тишина — роскошь для всех.


Кагге Эрлинг, «Тишина в эпоху шума. Маленькая книга для большого города», Альпина Паблишер 2018

Читайте также