Как мечтать, чтобы сбывалось

Как мечтать, чтобы сбывалось

Когда учишься в медицинском вузе, живёшь медициной. По дороге на занятия читаешь учебники или профессиональные журналы, а после занятий обсуждаешь с однокурсниками клинические случаи. Иногда, подбирая синоним к слову «люди», думаешь «пациенты», а на фразу «Кофе бодрит» реагируешь вопросом «Бодрит? Это воспаление бодра?» Поэтому, если через пару лет после выпуска ты говоришь друзьям, что хочешь бросить медицинскую практику, их реакция не удивляет — они дружно (как и положено друзьям) крутят пальцем у виска и вопрошают: «как же так? Ты ведь столько лет училась? Как можно всё бросить? А что же подумают родители?»

Все эти вопросы постепенно сливаются в один большой вопрос: как ты решилась? После того, как я приняла решение уйти из практической медицины, мне приходилось слышать его много раз. Как ты решилась сменить профессию? Как ты решилась опять пойти учиться? Наконец, как ты решилась эмигрировать?

Начну с того, что слово «решилась» я предпочитаю заменить на «решила». Чувствуете разницу? Решиться — это внезапный порыв. Решить — это принять взвешенное решение, обдумав все за и против. Как же взять на себя ответственность и начать решать, а не решаться? Что нужно оценить и проанализировать?

Во-первых, сроки осуществления мечты (или достижения цели).

Это важно для того, чтобы трезво оценивать ситуацию и не паниковать раньше времени (хотя паниковать вообще не стоит). После ухода из стоматологической практики (я детский врач-стоматолог) пару лет я работала дома, переводчиком-фрилансером. Потом мне стало скучно. Мне было 24 года, я хотела ходить в офис, носить костюмы, летать в командировки, бывать на конференциях, говорить по телефону по-английски и вести настоящую деловую переписку.

Я узнала, что существуют клинические исследования, поняла, что мне это интересно, и стала рассылать резюме. Поскольку я почти никогда не делала этого раньше (на первую работу меня распределили после института, а переводчиком я стала, когда откликнулась на объявление в профессиональной газете для стоматологов), то неверно оценила сроки и запаниковала. Как же так! Прошло уже два дня, а мне до сих пор никто не позвонил и не пригласил на собеседование! Потом я подумала, что, кроме рассмотрения моего резюме, у сотрудников крупных компаний полно текущей работы. И успокоилась. Конечно, стоило подождать ещё пару дней, и начались звонки с приглашениями.

Планирование — это важно. Оно помогает ставить небольшие задачи на каждый день (неделю, месяц), отслеживать результаты и чувствовать, что процесс идёт, даже если внешне это не очень заметно. Когда я приняла решение переехать в Барселону, то начала собирать информацию и выяснила, что нужно выбрать учебный курс, поступить на него, подготовить множество документов, апостилированных и переведённых на испанский, а переводы заверить. Подать документы на учебную визу. Подкопить денег. В моём случае не нужно было учить язык, лишь вспомнить его, но даже в этом случае я оставила себе около полутора лет на подготовку. И правильно сделала, потому что иначе постоянно нервничала бы, ведь даже подготовка справки о несудимости для подачи в консульство занимает около полутора месяцев.

Во-вторых, затраты времени и труда.

Когда Мандела, мой муж, был студентом, он стал искать подработку по специальности (инженер-информатик). Я написала об этом в «Фейсбуке», откликнулась моя знакомая, приятель которой, Патрик, как раз искал программиста. Я дала им контакты друг друга, ребята договорились, в течение нескольких месяцев делали проект, всё получилось, все были довольны. Через год Мандела окончил университет и мгновенно нашёл хорошую работу (заметьте, в условиях знаменитой испанской безработицы). Оказалось, что программистов, пишущих на языке Angular, не так уж много, а спрос на них большой. И тут он меня удивил.

Оказывается, Angular им в университете не преподавали. На первом собеседовании Патрик спросил, программирует ли Мандела на Angular, а тот, не имея понятия об этом языке, ответил «да». После этого несколько недель он посвящал вечера и выходные изучению выложенных в интернете руководств и практике. Проект оплачивался по часам, и для большинства людей логичным было бы округлять количество потраченных часов в бoльшую сторону, но Мандела округлял в меньшую, чтобы Патрик не догадался, как много времени он проводит за изучением мануалов. Меня поразило его желание учиться новому и отсутствие опасений, что что-то пойдёт не так. Я думаю, способность браться за дело, ничего не боясь, — черта характера, которая помогает не только в осуществлении мечты, но и в рутинных делах.

Важно, что его ответ «Да, я знаю этот язык программирования» был основан именно на готовности вложить собственные силы и время в получение знаний. Он не просто догадался ответить именно так, а принял решение, быстро просчитав все за и против. «За» были новые знания, интересный проект, возможность заработать и перспективы сотрудничества в будущем. «Против» — затраты труда и времени. Пришлось сидеть над проектом допоздна, но это не стало мучением, потому что он был готов к такой нелёгкой работе.

В-третьих, финансовый аспект.

Конечно, здесь всё крайне индивидуально и зависит от множества факторов. Могу дать лишь одну рекомендацию: когда подсчитаете сумму, необходимую, казалось бы, на всё-всё-всё, умножьте её хотя бы на полтора (а лучше на два). Удивительно, но мы забываем об очевидном: в любом самом бюджетном путешествии может внезапно понадобиться такси, если вы заблудитесь или если у вас, к примеру, заболит живот. Кроме того, закупка вещей, необходимых для работы и обустройства быта, обычно представляется разовым действием, но ведь принтер или микроволновка могутсломаться, а тарелка или чашка — разбиться. Можно потерять зарядное устройство для телефона, без которого как без рук. Могут украсть рюкзак с ноутбуком, и если последний — ваш ценный рабочий инструмент, вы вряд ли обойдётесь интернет-кафе, придётся покупать новый.

Я не хочу сгущать краски, но уверена, что при финансовой подготовке всегда нужно брать в расчёт некий неприкосновенный (вернее, прикосновенный в экстренных случаях) запас.

В-четвёртых, возможные риски.

Оцените возможные потери на случай, если что-то пойдёт не так. Оцените здраво, не ища отговорок, но и не надевая розовые очки. Как-то мы с Верой, моей приятельницей, которая тоже живёт в Барселоне, обсуждали реакцию на нашу эмиграцию разных людей, которым и самим хотелось бы переехать, но страшно. Я много раз слышала: «Конечно, тебе было легко, ты переезжала одна (читай: не было ответственности за близких), у тебя была квартира, которую ты сдала (читай: были деньги)». Вере же достаются полярные комментарии: «Вам было легче, ведь вы переехали вдвоём с мужем, да и терять нечего, ни квартиры на родине, ни машины». О чём это говорит? О том, что отговорки можно найти всегда и они могут быть прямо противоположными. Просто представьте себе, что реально может произойти в худшем случае, и без страха будьте готовы к этому.

Например, многим людям получить отличную работу мешает мысль о том, что они не справятся. Моя приятельница Татьяна, врач-психиатр, сходила на приём в одну частную клинику, после чего рассказала мне, как она мечтает там работать. Во время следующего разговора, через пару месяцев, рассказ повторился. А потом, ещё через несколько месяцев, он повторился вновь. Я стала расспрашивать, в чём дело, звонила ли она, говорила ли с главным врачом, отправила ли резюме. Не звонила, не говорила, не отправила. Но почему? «Боюсь, что меня не возьмут на эту работу». Но ведь ты и сейчас там не работаешь! Ситуация не станет хуже! Очень помогает составление простой таблицы с колонками «Худшее, что может произойти» и «А сейчас?».

В-пятых, учтите ответственность за себя или близких.

Если осуществление вашей мечты так или иначе отразится на других людях, в первую очередь на членах вашей семьи, очевидно, что они должны об этом знать. Уважение, в том числе по отношению к детям, — это наилучшая основа любого взаимодействия. Договаривайтесь, ищите компромиссы, обсуждайте оптимальные варианты, помогайте друг другу, и всё получится. Дружите, делайте добрые дела, глубоко анализируйте каждую проблему, не ищите виноватых и не ждите каких-то действий от людей по умолчанию (например, принадлежность человека к мужскому или женскому полу совсем не означает, что он всегда должен действовать определённым образом).
Ответственность нести нелегко, но она идёт рука об руку с любовью, а что может быть важнее?!

Отрывок из книги Ольги Лукинской «Как мечтать, чтобы сбывалось», Альпина Паблишер, 2018

Читайте также