Модель жизни: что это такое?

Модель жизни: что это такое?

Жизнь-целедостижение

К людям, модель жизни которых — целедостижение, испытывают интерес во всем мире. Мечта многих — повторить успех Илона Маска, Марка Цукерберга или Павла Дурова, построивших свои корпорации «с чистого листа». Таким, как они, удается выше всех подняться по лестнице условного успеха — стать богатыми и знаменитыми, — поэтому они так обласканы вниманием прессы, а их жизненный путь становится примером для подражания. Что отличает таких людей?

В первую очередь это качество, которое можно назвать «могуществом желаний». Обычному человеку и в голову не придет ставить такие цели, а если и придет, то станет страшно от одной только мысли. К тому же надо иметь смелость осуществить задуманное: а вдруг случится очередной глобальный кризис, резко изменится политическая или экономическая ситуация, или мы не справимся, провалим дело, опозоримся. Но лидерам бизнеса подобные сомнения не свойственны: масштабные устремления и ясные цели у них подкреплены абсолютной верой в успех — это тоже редкое качество, которое помогает желаемое сделать действительным.

Людям целедостижения не нужны внешние стимулы, системы мотиваций, компенсаций и поощрений. Они будут работать, ставить цели и достигать их, базируясь на собственной внутренней мотивации, даже если все вокруг уверены, что шансов на успех нет и все закончится провалом. Их «подкожный слой оптимизма» надежно защищает их от неудач — и мелких, и крупных. Они никогда не опускают руки. Скорее наоборот, неудачи их только подстегивают, побуждают мобилизовать все жизненные ресурсы: появляется азарт — победить! В психологии есть такое понятие — «неоправданный оптимизм». Строго говоря, любой оптимизм не вполне оправдан, ибо он по определению предполагает успешный исход, а реальные шансы почти всегда 50 на 50. Но люди целедостижения верят в себя вопреки теории вероятности и обстоятельствам, и это заставляет их удваивать, утраивать усилия.

              green-chameleon-s9CC2SKySJM-unsplash.jpg
 
Реализовать свою модель жизни им помогают еще несколько важных качеств. Одно из них — отсутствие внутреннего конфликта. Их мотивационные устремления не противоречивы и не блокируют друг друга. У них нет своей внутренней непримиримой оппозиции, а внешние преграды они преодолевать умеют. Прибавим к этому удивительную целеустремленность, своеобразную «суженность сознания»: все подчинено достижению цели, все жизненные ситуации, факты сортируются по принципу «нужно — не нужно», «полезно — не полезно», и все нужное, полезное притягивается, как к магниту, а ненужное и бесполезное отбрасывается. Безусловно, это требует постоянного, «снайперского» сосредоточения: человек смотрит на мир через призму целей — как сквозь прицел. Мир будто упрощается, становится черно- белым: в нем есть либо средства для достижения целей, либо препятствия. И окружающие начинают делиться на полезных и бесполезных, соратников и врагов. Чем целеустремленнее человек, тем сильнее у него выражено такое черно-белое восприятие мира.

Со стороны кажется, что он обедняет себя, ради дела жертвует всем: семьей, друзьями, отдыхом. Но для человека целедостижения это не жертва — это его жизнь, абсолютно полноценная, интересная, насыщенная. А все остальное уходит куда-то на периферию сознания. Воспитание детей, совместные выезды с семьей за город, забота о близких — все это для него лишь вынужденные остановки. Да, он это делает, но так, будто отбывает повинность: ему кажется, что в этот момент он бездействует, ведь все это не работает на главное — его дело. Окружающим такие люди часто кажутся бессердечными, эгоистичными, гордыми, тщеславными. На самом деле они просто сосредоточены на своих планах.

Сегодня жизнь-целедостижение — одна из самых популярных и социально одобряемых моделей. Родители часто ставят детям в пример именно «победителей». Однако не стоит забывать, что нашу оптику может искажать так называемая «ошибка выжившего»: мы ориентируемся на победителей, не принимая во внимание тех, кто жил по этой модели и проиграл. В конце концов в каждом большом успехе всегда есть доля везения.

Бывает, что те самые качества, которые помогают целеустремленному человеку добиться успеха, становятся для него же причиной неудачи, провала. У многих на слуху история взлета и падения Элизабет Холмс и ее компании Theranos. Она мечтала создать портативное устройство, выполняющее множество сложных анализов на основе одной капли крови. Обладая выдающейся работоспособностью и харизмой, Элизабет сумела построить компанию, привлечь инвестиции, создать образ будущего бизнеса и убедить всех, что это реально. В 2015 году ее компания стоила 15 млрд долларов. Ее фотография не раз появлялась на обложках журналов — для многих молодых людей она стала ролевой моделью. Но целеустремленность и суженность сознания помешали ей услышать голос разума — серьезно отнестись к мнению ученых, которые постоянно твердили, что невозможно создать минианализатор, способный делать комплексные тесты, да еще на основе всего одной капли крови. В итоге Элизабет Холмс потеряла все: компания была ликвидирована, она лишилась доброго имени и возможности заниматься бизнесом. И это лишь один пример того, какие риски таит в себе жизнь-целедостижение.

Жизнь-подготовка

В современном обществе всячески приветствуется и культивируется приобретение новых знаний и навыков: Life Long Learning — непрерывное обучение в течение всей жизни. Те, кому нравится учиться, сегодня в фаворе: надо же, получил еще один диплом, постоянно ходит на лекции, читает научно-популярную литературу — какой молодец! На самом деле никакой доблести в этом нет. «Молодец» делает то, что ему нравится, просто это вдруг совпало с тем, что сегодня одобрятся. Постоянно расширять свой кругозор, повышать эрудицию и развивать навыки — очень полезно для жизни. Но у любой медали есть обратная сторона.
Обучение — всего лишь первый этап, за которым должен последовать следующий — использование полученных знаний для какого-то дела. А человек, слишком увлеченный обучением, иногда так и не начинает действовать. Он все время не вполне готов, ему еще необходимо подтянуть те или иные навыки. Его реальная жизнь, по сути, только подготовка к жизни «настоящей», начало которой постоянно откладывается. К примеру, он овладел новым компьютерным языком, и вакансия подходящая открылась — почему бы ее не занять? Это уже серьезный шаг, а он его не делает, ведь его кредо — совершенство: если уж он берется за что-то, то должен сделать это на пять с плюсом.

                alexis-brown-omeaHbEFlN4-unsplash.jpg
 
Сегодня многие посещают литературные курсы. Кажется, освоил азы, садись и пиши, тем более что лучший способ стать писателем — писать. Но нет. Человек идет на новые курсы и раз за разом выполняет ученические работы, разбирает чужие произведения, не решаясь начать свое. Это тип «вечного студента», способного ученика, подмастерья, который получает удоволь- ствие от самого процесса усвоения знаний. Овладев основами той или иной профессии, он меняет место работы или занятие и вновь начинает учиться.

Все это говорит об инфантильном мироощущении. Человек не взрослеет, и это очень удобно: не надо брать на себя ответственность, переживать по поводу неудач — жизнь-то «ненастоящая»!

Представление о жизни как о подготовке к чему-то подлинному закладывается еще в детстве. Если будущее видится ребенку прекрасным, значительным, полным удивительных возможностей и перспектив, он торопится взрослеть, стремится как можно скорее стать самостоятельным и начать что-то делать. А если взрослая жизнь кажется нагромождением забот, проблем и трудов, невольно хочется оттянуть ее наступление, подольше задержаться в безоблачной и безмятежной поре детства.

У этой модели, безусловно, есть свои плюсы. У «вечных студентов» интересная, насыщенная жизнь и широкий круг общения. Но у них никогда не будет тех материальных благ, которые приносит, например, жизнь-целедостижение. И если эти блага все-таки представляют для них определенную ценность, значит стоит пересмотреть привычную модель жизни и подумать, какие элементы можно в нее добавить.

Автор - Марина Мелия, коуч-консультант первых лиц российского бизнеса. 

Комментарии

Читайте также