С термином “авидья” встречался каждый практикующий йогу. Из “Йога-сутр” Патанжали нам известно, что авидья – одна из пяти клеш, в которых скрыта причина наших страданий. Санскритское слово “авидья” (अविद्या) состоит из двух частей – “видья” (истинное знание) и “а” (приставка, указывающая на отрицание). То есть, авидья – это “незнание”, или отсутствие истинного знания. Но о каком знании идет речь?
Согласно индийской философии, видья – это знание, которое постигается не столько интеллектуальным, сколько интуитивным, иррациональным путем. Несомненно, изучение книг по саморазвитию и священных текстов составляет важную часть духовного пути. Но видья – это не о получении какой-то информации, а о том, насколько эта информация способна трансформировать наше сознание. Истинное знание нисходит на ученика по мере его готовности. Поэтому один и тот же текст, прочитанный нами несколько раз, раскрывается для нас по-разному в зависимости от текущего жизненного периода и состояния нашего сознания на момент прочтения текста.
Видья – это то знание, которое помогает нам обрести видение истинной природы мира.
Это не знания, которыми владеем на теоретическом уровне, а интегрированная в нашу повседневную жизнь способность видеть истинную суть вещей сквозь туман иллюзий и обусловленностей нашего восприятия.
Эго – одно из порождений авидьи.
Принимая эго за Истинное Я, мы действуем на автомате, полностью попадая под влияние кармы. Даруя способность видеть себя как бессмертную душу, видья помогает нам освободиться от механического повторения привычных действий и реакций, в то время как авидья искажает наше восприятие. Сложность в том, что заметить авидью, пребывая в ней, практически невозможно, так как вследствии неосознанных реакций, наш ум становится все больше зависим от самскар – привычек, укоренившихся в нас в результате многократно повторяющихся действий. Поэтому легче заметить отсутствие авидьи, чем ее присутствие. Когда мы обладаем истинным знанием, внутри воцаряется непривычная тишина и покой.
Очистить наше сознание от искажений авидьи – важнейшая задача йоги.
Согласно “Йога-сутрам” Патанжали, распознание авидьи и победа над ней – единственная лестница, по которой можно подняться наверх. Благодаря регулярной йогической практике мы можем развеять туман авидьи и приблизиться к Атману, пребывающему внутри нас. Первое время нам сложно перестроится на новое восприятие и часто наш ум возвращается к привычным шаблонам. Но периоды ясности и помутнения сознания цикличны, и со временем ясности становится все больше. Эти периоды ясности, сопровождаемые чувством глубокого душевного покоя – один из главных показателей прогресса в практике йоги.
Автор - Савдеева Анастасия