Йога без Гуру - это йога на костылях.
Интервью с мастером кундалини-йоги Александром Куликовым.
Йога Журнал продолжает беседовать с преподавателями — участниками XIX Международной конференции Йога Журнала.
Расскажи подробнее про своё духовное имя — Kalyan Singh. Где ты получил инициацию?
- В нашей традиции духовное имя — это напоминание о своей истинной природе, как миссии души здесь на Земле. Сингх (лев) — это мужская часть имени, призыв к мужеству и достоинству. Женщинам дают имя Каур (принцесса)-красота, благородство и служение.
Кальян означает благо в широком смысле: счастье, благополучие, удача. Таким образом, имя может быть напоминанием и трансляцией, что «счастье-это ваше право от рождения». И что Господь — это не только справедливость и мудрость, но и процветание (айшварья). Также Кальяна — один из мудрецов в команде Ангирасов, который прошёл по пути Дэваяна (освобождения из сансары), но не упомянул о своём помощнике-проводнике Сама, открывшего ему этот путь. За что был оставлен здесь, указывать другим путь к освобождению. Эта версия очень отзывается внутри меня, поскольку я себя больше ощущаю не йогом, а йогологом.
Имя дал наш мастер Йоги Бхаджан. Мы посылали ему по почте запрос. Через пару месяцев пришёл факс с текстом (я до сих пор храню это письмо, хоть и буквы уже все выцвели).
Почему кундалини? В чём для тебя особенная ценность этого вида йоги?
- Изначально, во всей этой «затее» (а это была именно затея, любопытство) с духовностью, меня интересовала тема сиддхи (сверхспособности), особенно видение будущего. Именно поэтому я начинал с астрологии и только через несколько «ходов» оказался в пространстве восточной философии, откуда узнал, что именно Кундалини йога — это мистический путь йоги, дающий всевозможные способности, да ещё и в короткие сроки. И о чудо (правда, в начале 90-х каких только не было чудес), с первой же попытки в магазине «Путь к себе» я увидел рекламку «Кундалини йога. Йога эпохи Водолея». А дальше начались долгие годы «протрезвления» от своих фантазий.
Что такое ахимса лично для тебя? Как ты ее практикуешь?
- Формально, это 28 лет вегетарианства. Если честно, я не считаю вегетарианство ахимсой. Вегетарианство должно быть религией человека или лекарством от смертельной болезни. Поэтому, что касается Сердца, ахимса для меня — это стараться не причинять людям неоправданной боли или из-за того, что мне по тем или иным причинам плохо, или я с ними не согласен. То есть милосердие и отзывчивость. Для меня руководством по ахимсе служат слова Далай Ламы: «Люди должны любить друг друга и пользоваться вещами. Но сейчас всё происходит с точностью до наоборот». Но вообще для меня более актуален принцип правдивости (сатья).
Что даёт твоя практика ахимсы друзьям, родным?
- Это лучше спросить их. Но по началу, моё страстное (раджастичное) вегетарианство наделало бед и моему здоровью и отношениям с людьми. Из серии: «Вы не едите мясо, зато едите нас». Но нет худа без добра. Как сказал мастер, обязательство рождает характер, характер достоинство.
Как ахимса может помочь Миру?
- Лучше Патанджали не скажешь: «При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезает враждебность».
Какие практики ты бы сейчас рекомендовал начинающим йогам и людям, которые задумываются о том, чтобы начать работу с собой и заняться духовным развитием?
- Практику осознанности, так как информационного дефицита сейчас уже нет.
Для начала уяснить свою мотивацию в йоге. Далее понять, что йога без Гуру — это йога на костылях. Поэтому по возможности походить на разные программы йоги и разных преподавателей. И слушать своё Сердце, где оно даст знать, что вы нашли свой Дом. Это проявляется в том, что вы готовы делать эту практику дома, каждый день, самостоятельно, преодолевая некоторые трудности и получая после неё своеобразную «реализацию». Это и называется садхана, которая даёт нам самоконтроль, самообъединение и самодостаточность. И главное понять, что йога -это на всю жизнь, а главный приз — бессмертие своего Я, в каких бы формах это не реализовывалось.
О чём ты сейчас говоришь со своими учениками, какие советы им даёшь? О чем они тебя спрашивают? О чем советуются?
- Мои занятия уже много лет имеют тематический характер. Поэтому я рассказываю о целях йоги и тех задачах, которые мы можем решить с её помощью, в контексте соответствующей темы. Что касается другого формата общения, то его явный дефицит: сказывается моя замкнутость. Поэтому бесед с людьми, консультаций, советов, не очень много. Но если и случается, то чаще всего просят практику для домашней работы, делятся своими трудностями или успехами. Очень часто ответы на вопросы людям удаётся услышать в самих лекциях, да и сама практика Кундалини йоги настолько мощная, что не нуждается в каких-то особых объяснениях.
Как изменилась йога в России за 25 лет твоей практики?
- За почти 30 лет моей практики, йога превратилась из модного тренда и «ковчега» в ожидании конца света 2012, в реальный «фитнес будущего». То есть конкретный и доступный всем инструмент для оптимизации своего состояния не только в аспекте физического здоровья, но и в более широком спектре жизни: от понимания себя и своих ценностей до регуляции ментальной и эмоциональной сферы. А в нынешнее время — это уже и вопрос выживания и становления своей Идентичности.
Традиционный вопрос. Что пожелаешь читателям Йога Журнала?
- С открытым Сердцем и ясным умом, благодаря активности Йога Журнала, продолжать исследовать это великое наследие человечества — йогу. Обогащать свой опыт и понимание достижениями разных школ и традиций, не сеять вражду, ибо «Вся сила в Единстве».
Беседовала Алёна Антонова.