Йога-игры

Книга «Привет, Солнце! Йога образ жизни для здоровья, счастья и развития детей» адресована родителям, которые хотят для своих детей лучшего и готовы изучать и пробовать новое. Реальные истории, лайфхаки и рекомендации от сертифицированного преподавателя йоги для детей, блогера и мамы со стажем Анастасии Кокеевой помогут не только познакомить ребенка с практикой йоги и здоровым образом жизни, но и вырастить его счастливой и гармоничной личностью. Публикуем отрывок из этой книги.

                                        WhatsApp Image 2021-04-10 at 12.06.17.jpeg

Йога-игры

Cтоит ли в занятии использовать элементы игры, или йога – это серьезная практика, и играм здесь не место? Надо сказать, что инструкторы детской йоги не единодушны в этом вопросе. Кто-то убежденно стоит на позиции почти взрослой практики, немного адаптированной к возрастным особенностям детей, кто-то, напротив, активно использует игры. Я принадлежу к тем, кто считает, что игра – ведущая деятельность ребенка, и особенно дошкольника. Именно игра как таковая, а не обучение в игровой форме, которое взрослые часто пытаются преподнести детям ВМЕСТО игры.

Чтобы понять это, мне потребовалось время. Я всерьез заинтересовалась данной темой с точки зрения психологии: мне важно было понять, какая роль принадлежи игре в развитии человека, как именно работает механизм освоения новых навыков, постижения себя и мира вокруг через игру. И какие игры работают на благо развития, а какие наоборот.

          caleb-woods-ecRuhwPIW7c-unsplash.jpg

Итак, в ходе изучения работ психологов и педагогов разных эпох и направлений выяснилось, что игры:

  • развивают творческое мышление,
  • закладывают умение взаимодействовать с другими людьми, способствуют социализации,
  • учат справляться эмоционально и физически с опасными ситуациями,
  • формируют способность к самоуправлению,
  • закладывают основу счастливого будущего, создают мощный психологический ресурс.
  • Какими качествами обладают игры, в которые мы играем на йоге

    1) Игра абсолютно добровольна. Участвует только тот, кто хочет. В любой момент можно выйти из игры или взять тайм-аут (в отличие от «игр», навязанных ребенку: из них можно выйти только с разрешения взрослого).
    2) Договариваемся о правилах. Соблюдаем правила, с которыми согласны все. По ходу игры правила меняться не могут. Если правила непонятны, обсуждаем, пока не будет полной ясности.
    3) Игры могут быть только мирными. Мы не стреляем, не сражаемся, не воюем.
    4) Игра не носит соревновательный характер: йога не спорт, даже если в игре есть спортивные элементы.
    5) У игры должна быть идея, сюжет. Настолько сложный, насколько это подходит данным детям, данной группе, данному возрасту и состоянию. Это не салочки или догонялки. Просто побегать – в другом месте. Сюжетом для игры могут стать самые разные темы: животные, еда, транспорт, явления природы, числа и так далее. Чем больше каналов восприятия задействовано, тем лучше.
    6) В игре могут использоваться йога-пропсы: коврики, ремни, блоки. Другие предметы появляются, если не представляют опасности для всех ее участников. Что хорошо для одного, может не подходить для другого. Например, малыши с опаской относятся к резиновым массажным коврикам. А дети постарше с удовольствием кладут их на спину в позе Ребенка, изображая ежиков.
    7) Игра предшествует релаксационной части, поэтому важно отвести на нее время: столько, сколько нужно, чтобы дети не перевозбудились, а, наоборот, поймали момент, когда хочется затихнуть, успокоиться, полежать и отдохнуть.

             leo-rivas-R_BLOGXpsOg-unsplash.jpg

    Примеры йога-игр

    1. Cовы и мышки
    Нужна как минимум одна мышка, остальные игроки – совы. Сворачиваем туго коврики и садимся на них, имитируя сов: пятки на ≪ветке≫, носки на полу, спина прямая, руки прижаты к бокам, ладони направлены в стороны, как крылышки. Крутим головой, как совы, и ухаем. Наступает ночь (можно приглушить свет в помещении для достоверности). Совы вылетают на охоту: медленно расправляем крылья, летим на цыпочках, ищем мышку. Мышка прячется, пищит, убегает от сов. Пойманная мышка становится совой. Играем, пока все участники не побывают мышкой.

    2. Ладошки
    В «Ладошки» интересно играть, если принимают участие не менее трех человек. Игра простая, но очень эффективно развивает концентрацию и внимание. В нее можно играть даже в дороге. Все по очереди складывают ладошки одна на другую. Нижняя
    ладошка высвобождается из-под горы ладошек и ложится сверху. И так по очереди. Сбившаяся ладошка выбывает. Есть и другая версия игры. Выбирается ведущий. Он ложится в позу Ребенка, предварительно внимательно изучив ладошки других участников. Ведущий закрывает глаза. Игроки кладут свои ладошки по очереди ему на спину. Он должен «узнать» ладошки.

    3. Угадайка c таймером
    Эта игра тренирует выносливость и силу, к тому же учит ориентироваться во времени. Выбираются позы, в которых непросто держать статичное положение. Например, планка. Ведущий задает вопрос: «Как вы думаете, сколько мы максимально сможем
    стоять в планке?» Дети дают свои ответы, игроки встают в планку, и ведущий включает таймер. Стоят до первого сдавшегося. Ведущим становится тот, чья догадка была ближе всего к этому результату.

              patricia-prudente-eo0VBI3Q8Ss-unsplash.jpg

    4. Перевернутая Черепаха

    Эта игра была предложена одним из мальчиков на моем занятии и очень полюбилась ребятам. Мы играли в нее с детьми разных возрастов в разных группах и с неизменным успехом. Выбирается ведущий. Все игроки садятся в позу Черепахи: ноги согнуты под 90 градусов, лежат на коврике пятка к пятке, руки ладонями вниз продеваются под ногами, голова опускается к стопам. Ведущий не может салить перевернутых Черепах, при этом перевернутой Черепахой можно быть не более 10 секунд. По истечении 10 секунд надо вернуться в обычную Черепаху, в которой ребенок рискует быть осаленным. Осаленный становится ведущим.

    5. Полоса препятствий
    Это одна из самых любимых детских игр, теперь уже мы понимаем, почему. Полоса может быть сооружена из ковриков, блоков, балансирующих платформ, одеял, болстеров. Каждый раз она принимает разную конфигурацию и предлагает разные активности: проползти под/вокруг или между, пройти на одной ноге или спиной, найти дорогу с закрытыми глазами, протиснуться в свернутые коврики, не используя рук, и так далее. Часто дети усложняют себе задачи. Предлагают представить, что полоса из ковриков – мостик над пропастью, или океаном, или даже горящей лавой. Оступиться «опасно» для жизни. Если вдруг вы пропустили пояснения выше, вернитесь к ним. Важно понимать, почему дети вводят в игру такие сюжеты.

    Читайте также