Философский аспект названий асан в йоге

Философский аспект названий асан в йоге

Разобраться во всем многообразии асан йоги и без того непросто, но экзотичность названий окончательно сбивает с толку новичка. Правда, в йоге есть одна приятная особенность – чем дольше вы практикуете, тем менее неудобными вам начинают казаться как сами позы, так и их названия. Можете не сомневаться – многократное повторение асан на санскрите рано или поздно принесет плоды, и от попыток быстро выговорить «Уттхита Хаста Падангуштхасана» больше не будет будет морщиться лоб. К тому же, погружение в удивительный мир названий асан может стать захватывающим приключением и наполнить ежедневную практику особым волшебством.

      

На первых этапах занятий йогой возникает большой соблазн назвать все возможные асаны привычными словами «планка», «танцор» и «шпагат».

Но санскрит – это древний сакральный язык, где вибрация звука играет первостепенную роль.

Поэтому не стоит лишать себя удовольствия наслаждаться красотой этих названий. Ведь в оригинальных названиях присутствует какое-то особое, неуловимое и непостижимое волшебство йоги. Пусть «шпагат» звучит понятней, но «Хануманасана» сразу рисует перед нами могущественный образ обезьяноподобного бога Ханумана, воплощения преданности и непоколебимости. И мы, выполняя эту непростую асану, также наполняемся качествами, присущими Хануману – упорством, смирением и несокрушимой верой в нашу способность совершить невозможное.

Такое временное воплощение божества, животного или растения – важный элемент философии йоги. Великий мастер Шри Б. К. С. Айенгар утверждал, что названия асан имеют важное значение в практике, так как они иллюстрируют принцип эволюции. И йогин, принимая во время практики различные позы, как бы примеряет на себе ту или иную форму жизни. Он становится растением (например, «врикша», «падма»), насекомым («шалабха», «вришчиха»), водным животным и амфибией («мандука», «курма», «матсья»), пресмыкающимся («бхуджанга»), птицей («майюра», «хамса»), зверем («симха», «уштра»), даже человеческим зародышем («гарбха пинда»). Таким образом, йогин воплощает во время практики всю эволюционную нить, соединяющую человека с простейшими формами жизни. Но философия йоги идет гораздо дальше и предсказывает дальнейшее развитие йогина. Так, он выполняет позы, названные в честь великих мудрецов и просветленных йогинов, божеств и аватаров, воплощающих чистую Божественную силу.

            

В своей культовой работе «Йога Дипика» Шри Айенгар пишет: «Во время выполнения асан тело йога принимает многообразные формы, напоминающие различные существа. Его ум воспитан так, что не презирает ни единое существо, потому что знает, что во всей гамме творений – от низшего насекомого до совершенного мудреца – живет один и тот же Вселенский Дух, который принимает бесчисленные формы».

Таким образом, во время практики йоги мы раз за разом принимаем различные формы и уподобляемся Единому Духу, тем самым напоминая себе, что высшая и совершенная форма – бесформенность.

Читайте также