Введение к разделу Истоки

Введение к разделу Истоки

Кто мы? Откуда пришли? И куда идем? Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый думающий человек. Но те, кто встретил на своем пути йогу и погрузился в ее глубины, пожалуй, раньше и громче всех начинают произносить их вслух.


Все мы знаем, или хотя бы слышали о том, что самые древние знания сокрыты в Ведах — священных писаниях, созданных около пяти тысячелетий назад. Откуда взялись Веды и кто авторы — доподлинно неизвестно. Самые смелые предположения говорят, что первая Веда пришла на Восток вместе с арийскими племенами откуда-то из славянских земель. Верится с трудом, проверить невозможно, но национальное самосознание греет.

Словесная форма, в которую были обличены эти знания, до сих пор поражает нас своей образностью. Еще в Ригведе — наиболее древнем памятнике ведической литературы — говорится о символичной упряжке, которая разъясняет, что такое йога. Тело человека сравнивается с колесницей, запряженные в нее кони- это пять органов чувств, хозяин колесницы — вечный Атман (Душа), возничий — Ум, а дорога, по которой скачет колесница, — объекты чувств. Управляться вся эта система может благодаря упряжке, посредством которой возничий (Ум) направляет свои чувства. Этот процесс и есть йога.


Эта тема подхватывается и позднее. В Бхагават Гите — одном из важнейших текстов индуистской философии — героический Арджуна появляется на поле боя в колеснице, которой управляет сам Кришна.


Кроме образности и таинственности эти знания были еще и сугубо элитарны. Йогу могли практиковать лишь брахманы и кшатрии, знания же передавались строго по парампаре — цепочке преемственности от учителя к ученику — из уст в уста.


Первым, кто приоткрыл для нас завесу тайны над йогой, был Патанджали. Его Йога Сутры, написанные где-то между IV веком до нашей эры и IV веком нашей эры (неточность в 800 лет) служат главным постулатом йогов всех времен и народов. Ученые спорят, был ли Патанджали исторической личностью, коллективом единомышленников или легендарным героем. Как бы то ни было, имя Патанджали осталось в истории как имя систематизатора йоги и автора всем известных восьми ступеней, по которым до сих пор взбираются пытливые и алчущие умы.

Первые две ступени — морально-этический кодекс йога, правила поведения йога в обществе и его внутренняя чистота и дисциплина. По Патанжали невозможно приступить к освоению асан (третья ступень), если ты не практикуешь хотя бы один из принципов Ямы/Ниямы. А это задача не из легких. Сначала стань высокодуховной личностью, потом овладей своим физическим телом и дыханием, и только после этого приступай к техникам концентрации и медитации, то есть к работе с тонкими энергиями. «Йога — это успокоение колебаний, присущих уму» провозглашает Патанжали, на века определяя цели и задачи йоги. Именно этот манускрипт и сегодня изучают во всех йогических школах как фундаментальный основополагающий философский труд.


Шли века, возможно даже тысячелетие, и новый великий учитель Свами Сватмарама, убежденный в том, что его современники слишком слабы, чтобы сначала взращивать дух (Яма/Нияма), предлагает новый подход и создает настоящую энциклопедию йоги — Хатха Йога Прадипика. Основное отличие от Йога Сутр -сначала укрепи тело, потом думай о духе. В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ, знал каждый советский школьник. Смеем предположить, что советские пропагандисты понимали, о чем говорят. Величайшая ценность этого труда — подробное описание основных асан, пранаям, шаткарм, мудр и бандх. После того, как тело очистится и укрепится, проще будет принять правила Ямы/Ниямы как единственно возможный жизненный путь, считает Свами Сватмарама (или тот/те, кто создавал эту систему)

Этот труд изучается наряду с Йога Сутрами Патанжали и по праву считается лучшим практическим пособием йога.


Веды, Упанишады, Тантры, тексты отдельных школ и учителей хранят мудрость веков и поколений. Идеи реинкарнации и конечного освобождения из круга сансары, темы привязанностей, страхов и страстей, чакральная система, нади (сеть тонких каналов в теле человека, по которым движется прана), пять уровней сознания (майя коши), спящая в основании позвоночника энергия Кундалини… Для нас как йогов и журналистов все эти знания представляют бесспорные ценности и источник вдохновения.


Мы не стремимся убеждать вас в истинности тех или иных подходов, тем более не претендуем на знание исторической правды и хронологии событий. Мы хотим по -журналистски объективно предоставить вам максимальную свободу выбора и право совершить свое собственное путешествие по йоге через века. Именно в интересах объективности мы не возьмемся сами более глубоко пересказывать и тем более сравнивать то, что написано в источниках. Для этого мы приглашаем самых уважаемых экспертов, тех кто многие годы своей жизни посвятил изучению вековой мудрости и сегодня готов делиться с нами накопленными знаниями.


Почему Шива считается первым йогом? Жил ли реальный человек по имени Патанжали или это маленькая змейка, упавшая с небес в ладони благочестивой Гоники? Был ли Ганеша причастен к написанию Вед? И какую роль во всем этом сыграли арии? — на все эти вопросы вы сможете ответить себе сами, прочитав материалы наших авторов и создав свою собственную историю йоги. И, кстати, подумайте, с чего начинаются и куда приводят Ваши личные 8 ступеней — они как у Патанджали начинаются с Ямы и Ниямы? Или как в Прадипике приводят к ним как к высшей цели?

Занимательного вам чтения и ярких осознаний.