«Ветхий завет»: йогическая интерпретация

Йогическая интерпретация «Ветхого завета»

Содержание статьи

Свернуть

В текстах по йоге часто используется язык образов. Многие из этих образов являются описанием мистического опыта йогов высокого уровня, который они имели при получении знаний в состоянии сверхсознания — самадхи, но иногда образы создаются специально, чтобы скрыть истинный смысл текста для большинства людей, и тогда попытка понять написанное дословно не приведёт человека к правильному пониманию текста. Пророкам, которые стали авторами священных текстов различных религий, истинные знания также часто преподносились в виде образов. Эти образы они видели в своём сознании при взаимодействии с Богом, и уже затем они описывали этот опыт словами текстов священных писаний. Но правильная интерпретация увиденных образов зачастую является непростой задачей.

Эта статья посвящена тому, как может быть интерпретирован фрагмент текста книги «Бытие» из «Ветхого завета», если предположить, что этот текст описывает последовательность образов, которые видел его автор Моисей в своих видениях, и какой смысл может быть скрыт за этими образами, если их рассматривать из йогического понимания устройства Творения.

Бытие

Глава 1

1. Вначале сотворил Бог небо и землю.

Комментарий: образы «неба» и «земли» могут описывать соответственно Духовный мир — «небо» и материальную природу Майи — «землю», которая в свою очередь состоит из трёх миров: причинного, астрального и физического. Кроме того, этот стих говорит, что они уже сотворены, то есть далее будет описано не только то, как это создавалось, но и как устроено созданное Творение.

2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий парил над водою.

Комментарий: описание «земли» — материальной природы Майи, начинается с описания природы причинного мира — великой Пустоты, поэтому и говорится, что Майя на этом уровне невидима и пуста. Поскольку Пустота безгранична, то это описывается образом «бездны», а образ «тьмы» — показывает её материальность как противоположность Духовной природе — природе Света, поэтому Пустота — «тьма над бездною». Образ «земли» хорошо подходит для описания Пустоты ещё и потому, что земля является почвой, из которой прорастают посаженные в неё семена. Таким же образом, Пустота является «почвой», в которую Бог посадил «семена» — идеи, по которым затем и создаётся более плотная природа астрального и физического миров, как бы «прорастая» последовательно из природы Пустоты, поэтому Пустоту и называют причинным миром.

Кроме того, во второй части стиха природа Пустоты описана ещё и образом «воды», поскольку вода является веществом, отражающим свет, и природа Пустоты обладает таким же качеством — способностью отражать Свет Бога. Также, во второй части стиха показана иерархия Творения: «Дух Божий парил над водой», то есть Духовный мир находится выше причинного мира — великой Пустоты.

3. И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет.

Комментарий: этот стих описывает ещё один акт процесса творения, показанный Моисею, — проявление Богом природы Света, который начинает освещать природу Майи, тем самым оживляя и наделяя её сознанием, и при этом, перенося в «почву» — природу Пустоты «семена» — идеи, рождённые разумом Бога, по которым затем и будет создаваться и функционировать Творение.

4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

Комментарий: этот стих описывает образ, в котором Бог полностью контролирует и оценивает процесс творения, а также как Он отделяет Духовный мир — мир Света, от мира Тьмы — природы Майи, создавая в причинном мире махарлоку — связующее звено между Духовным и материальным миром, и которую ещё называют «десятой дверью».

5. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер и было утро: день один.
Комментарий: этот стих, через образы «дня» и «ночи», а также смены вечера и утра, показывает, что в природе Майи начинает действовать идея времени — идея циклического изменения её природы. Эта идея является одной из четырех первичных идей творения. Три другие идеи это: идея Слова — изначальной вибрации, которая создает «материю» природы Майи; идея Пространства — идея разделения природы Майи на различные миры, и идея Атомов — идея создания отдельных живых существ, которые живут в созданных мирах. На этом этапе творения и создается индивидуальный Дух каждого человека как реализация идеи отдельного живого существа. Дух создается через создание первой самой тонкой индивидуальной оболочки человека — анандамайи коши, находящейся в махарлоке, и оживление этой оболочки Светом Бога. Этот Свет, отразившись от неё, создаёт «маленькое солнце» — индивидуальный Дух, природа которого подобна природе Бога, и эта природа Духа, как и природа Бога, всегда остаётся неизменной.

6. И сказал Бог: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды».

7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
Комментарий: образ создания «тверди» описывает реализацию идеи Пространства — идеи разделения природы Майи на различные миры. Эта «твердь» отделяет «воду от воды», то есть происходит отделение природ двух миров друг от друга. «Вода над твердью» — природа причинного мира великой Пустоты, «вода под твердью» — природа тонкоматериального астрального мира. Выражение: «И стало так», которое используется во многих стихах, описывает реализацию идей Бога, показывая Его всемогущество.

8. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
Комментарий: в этом стихе «твердь», названная «небом», — это небо астрального мира, которое отделяет его от природы Пустоты — причинного мира.

9. И сказал Бог: «Да соберётся вода, которая под небом в одно место, и да появится суша». И стало так.

10. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11. И сказал Бог: «Да прорастит земля зелень, траву, сеющею семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя ему на земле. И стало так».

12. И произвела земля зелень, траву, сеющею семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.

13. И был вечер, и было утро: день третий.

14 — 15. И сказал Бог: «Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов, и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю». И стало так.

16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды.

17 — 18. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19. И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20. И сказал Бог: «Да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной».

21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог, что это хорошо.

22. И благословил их Бог, говоря: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле».

23. И был вечер, и было утро: день пятый.

24. И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

Комментарий: все эти стихи описывают последовательность образов, через которые Моисею показывается создание астральной среды обитания для человека, и во всех стихах видна закономерность, что сначала Бог озвучивает свои идеи и затем, благодаря Его всемогуществу, они реализуются.

26. И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Комментарий: после создания среды обитания, Бог озвучивает свою идею создания человека как существа астрального мира, наделённого божественными качествами, а также Бог говорит о предполагаемой роли человека в его взаимодействии с окружающей природой.

27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Комментарий: изначально Бог создал человека как астральное существо с сознанием, имеющим божественную природу. Но поскольку природа сознания на этом уровне может быть изменена под влиянием гун — сил качеств природы Майи, кармы и других «механизмов», действующих в сознании, то сейчас природа сознания большинства людей далека от божественной, в отличие от природы индивидуального Духа, оживляющего каждого человека, который никогда не меняет качеств своей природы, оставаясь подобием Бога внутри человека.

28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Комментарий: созданный человек имел божественную природу, и вследствие этого он мог общаться с Богом и слышать Его наставления, и поэтому Бог объяснил людям их роль в окружающей их природе.

29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, —вам сие будет в пищу.

Комментарий: Бог изначально задумывал и создавал человека как существо с вегетарианским питанием.

30. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Глава 2

1. Так было завершено сотворение неба и земли и всего, что наполняет их.

2. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал.

3. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо.

Комментарий: Бог, создав «небо» — Духовный мир и «землю» — природу Майи в виде причинного и астрального миров, Дух в человеке и самого человека в астральном мире, затем благословил и освятил «седьмой день» — силу Времени, которая действует в природе Майи на создание физического мира. Этот мир создаётся природой Майи как уплотнённая форма уже созданного Богом астрального мира. И далее в тексте описывается состояние физической земли, до того как она стала местом пригодным для обитания человека.

5. На земле тогда ещё не было ни кустарника полевого, ни полевой травы, потому что Господь Бог не посылал на землю дождя, и не было человека, чтобы обрабатывать почву.

6. Но пар поднимался с земли и орошал всё лицо земли.

Комментарий: сам процесс создания среды обитания для человека на физической земле не описан, поскольку он полностью повторяет аналогичный процесс в астральном мире, описанный ранее в тексте.

7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

Комментарий: после создания на планете Земля среды обитания для человека на ней появляется и человек, пришедший в физическое тело из астрального мира. Физическое тело создано из «праха земного» — элементов Земли, и оживлено Духом, оно есть «временный дом» для астрального человека, находящегося внутри него, являясь инструментом действия на физическом плане бытия. После смерти тела человек возвращается в астральный мир, откуда он и пришёл в физический мир, и до своего нового воплощения в физическое тело живёт там.

Подводя итог вышесказанному, последовательность образов, увиденных Моисеем и описанных им в «Ветхом завете» в книге «Бытие», вполне может быть описанием создания и устройства всего Творения, совпадающим с описанием трёх миров, указанных в йогических текстах. Как интерпретировал эти образы сам Моисей, нам неизвестно. Вполне возможно, что Бог мог использовать пророков для восприятия и описания переданных им образов, даже если они их не совсем правильно понимали, поскольку эта информация важна для человечества. Она может быть правильно интерпретирована людьми в будущем, когда придёт время найти Единую Божественную Реальность, описанную разными словами в различных священных и йогических текстах. А когда человек, благодаря духовной практике, преобразует природу собственного сознания и снова сделает её божественной, то он сможет получать наставления от самого Бога так же, как их получали изначально созданные люди. Если таких людей будет достаточно много, то это позволит сохранять и преобразовывать окружающую нас природу, находясь в гармонии с ней и выполнять при этом свою миссию на планете Земля.


Комментарии

Читайте также