Сверхспособности в йоге.

Сверхспособности в йоге.

Практика йоги неразрывно связана с обретением сверхспособностей.

В древних текстах они называются по-разному: сиддхи, гуна, айшварья, вибхути, бала, вирья, прабхава.

В большинстве текстов по йоге сверхспособности не являются целью практики, они возникают ненамеренно (акальпита) и спонтанно, являясь признаком мастерства и знаком на пути к освобождению (мокше).

Сверхспособности могут заключаться:

  • в сверхъестественном восприятии (йоги-пратьякша),
    сверхъестественных качествах тела,
    особых состояниях сознания,
    умении манипулировать материей (пракрити) и её элементами (таттвами), что позволяет йогу выходить за её ограничения (проходить сквозь стены, появляться и исчезать, перемещаться в пространстве, вселяться в любую сущность и т. п.), в том числе, побеждать время и смерть.

Списки сверхспособностей отличаются от текста к тексту. Классическим считается список из восьми превосходств (айшварья) из «Вьяса-бхашьи», комментария к «Йога-сутрам»:

  • анима — станов иться маленьким как атом;
  • лагхима — становиться легким;
  • махиман — становиться огромным;
  • прапти — достигать любого места (касаться пальцем луны);
  • пракамья — свобода воли (проникать сквозь землю как будто это вода);
  • вашитва — власть над первоэлементами и объектами, созданными из них;
  • ишитритва — способность входить в любую сущность, исчезать, переформатировать элементы любой структуры;
  • камавасайитва — способность реализации любого желания, благодаря власти над первоэлементами и материей.
садху

Этапы продвижения в йоге

Различные сиддхи связаны с этапами продвижения в йоге, описанными в ранних текстах, таких как «Амрита-сиддхи», «Даттатрея-йога-шастра», «Шива-самхита» и др.

В «Амритасиддхи» (11 в.) конечной целью йоги является просветление при жизни (дживамукти) и конечное освобождение (махамукти).
Сиддхи возникают ненамеренно (акальпита) как знаки продвижения в йоге, которое разбивается на четыре этапа (авастха): начало (арамбха), действие (гхата), накопление (паричая) и конец (нишпатти).

  1. Еще до перехода к первому этапу результаты управления дыханием должны проявится в теле через укрепление его составных частей (дхату) — тело становится крепким и сильным, свободным от болезней.
  2. На первом этапе (арамбха) йогин слышит звук в области анахаты, его тело светится, усиливается пищеварительный огонь, развивается сила, прекрасный интеллект, необычайная красота и благоухание.
  3. На втором этапе (гхата) поза становится необычайно устойчивой, возрастает знание (джняна), йогин становится подобным богу, обладает сверхсилой, всезнанием, предвидением. Его поведение благопристойно и свободно от ошибок. Внутренний звук напоминает звук литавр.
  4. На третьем этапе (паричая) йогин становится совершенным, неподверженным жаре и холоду, страху, желаниям, зависти, старости, боли и сожалению. Достижение этого этапа характеризуется особым благоприятным звуком, а также «внешними» сверхспособностями (бахья-сиддхи), такими как: телепортация, вселение в другие тела, способность видеть и слышать на расстоянии.
  5. На заключительном этапе (нишпатти) прана пронзает рудра-грантхи и йогин слышит звук больших литавр. Он становится маха-сиддхой и освобожденным при жизни (дживамукти), обладателем всеведения и сверхъестественной мощи, которая пугает богов. Его нельзя сжечь, утопить и ли повредить другим способом. Такой сиддха может жить тысячи лет. Наконец, когда он сам решает покинуть тело через отверстие Брахмы (брахмадвара) он слышит сладкий звук вины.

В «Шивасамхите», тесно связанной с традицией каула-тантры, сверхспособностям уделяется гораздо больше внимания, что выглядит даже как побуждение к их намеренному (кальпита) достижению. Также описывается больше технических способов для этого: длительные кумбхаки, асаны (сиддхасана, падмасана, свастикасана, пасчиматанасана), мудры, концентрация на определенных центрах тела и мантры.

Материал подготовила Алена Антонова по открытым ведическим источникам.

Читайте также