Магия Йоги

Более 40 лет назад семья Неаполитанских привезла в нашу страну ведическое учение древней Индии, культуру осознанности и экологии сознания. Практикуя йогу по ксерокопиям и машинописным текстам, передавая практику, переводя тексты с санскрита, интегрируя знания в обычную жизнь, они внесли огромный вклад в популяризацию сакральных знаний в СССР, а потом и в России. Дети, вегетарианцы с рождения, с именами на санскрите, своим примером показывали, как можно совмещать мирское и духовное в отдельно взятой семье.

Подробнее — в интервью с Сергеем Неаполитанским и его дочерями Расой и Амритой.

Герои интервью Йога Журнала — семья Неаполитанских: отец и дочери. Популяризаторы ведических знаний и вегетарианства, йоги и осознанного образа жизни.

Сергей Неаполитанский — писатель, переводчик и учитель в области медитации. Автор более 150 книг, посвященных веданте, созерцательным практикам, буддизму, индуизму и позитивной психологии. На протяжении 45 лет занимается практикой и обучением медитации и йоге. Его семинары, книги и выступления, интегрирующие восточные и западные подходы, древние традиции и достижения современной науки, вдохновили к самореализации сотни тысяч людей.

Раса Неаполитанская — продюсер, автор книг, преподаватель йоги и медитации, спикер, наставник и визионер. Управляющий медиа-холдинга Vegetarian.

Амрита Неаполитанская — ресторатор, эксперт по психологии, психосоматике и психологии питания, учитель медитации, автор книг.

5337098006538872780.jpg

ВЕДЫ И ЙОГА НЕАПОЛИТАНСКИХ: 50 ЛЕТ ТРАНСФОРМАЦИИ

− ЙоЖ: Сергей Михайлович! В интернете много ваших интервью и мировоззренческих материалов. Но мы не нашли личной истории. Как к Вам пришли эти знания? Как Вам удается хранить им верность? Как получилось, что дети продолжают Ваше дело?

− Сергей Неаполитанский: Я родился в Санкт-Петербурге, оттуда же мои родители. К моему мировоззрению они никакого отношения не имели: просто не мешали. В детстве я очень много читал, перечитал все библиотеки. В 16 − 17 лет меня заинтересовали глубинные вопросы, связанные с философией: проблематика, которая была оформлена в работах Гегеля, Канта, других философов. В СССР эти книги можно было достать. Где-то в 20−21 год мне посчастливилось встретиться с различными носителями религиозного мира. Среди них были люди, которые практиковали йогу. Это был 1975 — 1977-й год.

− ЙоЖ: В СССР йогой можно было свободно заниматься?

− Сергей Неаполитанский: Нет. Это были оздоровительные студии. Йога шла там тайком. То время было очень странное. Например, я решил прочитать Библию. В библиотеке мне сказали: ты должен пойти в комитет комсомола, написать заявление и взять разрешение.

Людей сажали в тюрьмы за то, что они из заграничных путешествий привозили маленькие баптистские Библии. Если их находили, могли просто арестовать с формулировкой за «общественно опасную деятельность».

− ЙоЖ: Что в этих знаниях Вас привлекало больше всего? Их недоступность, атмосфера таинственности, или сама суть?

− Сергей Неаполитанский: Меня не удовлетворяла основная проблема, которая существует у людей. Жизнь должна быть счастливой. Но у людей много страданий.

А еще меня интересовал самый простой вопрос: в чем смысл жизни?

− ЙоЖ: Вам удалось найти ответ?

− Сергей Неаполитанский: Я многоперспективист: смотрю на одну тему с различных перспектив. Если мы открываем Бхагавад-гиту, там Кришна говорит о том, что душа переселяется из тела в тело, «меняет одежду». Потом он говорит Арджуне: «Если тебе это не нравится, можешь считать, что нет бессмертной души». Различные концептуальные рамки очень интересны, они позволяют смотреть на этот мир с различных перспектив и позиций. И чем больше этих перспектив, тем, как мне кажется, полнее жизнь.

− ЙоЖ: И эту полноту жизни Вам помогла почувствовать семья? В каком возрасте Вы создали собственную семью?

− Сергей Неаполитанский: Где-то в 26−27 лет.

− ЙоЖ: Супруга разделяла ваши интересы?

− Сергей Неаполитанский: Да. Мне в этом отношении повезло. Когда я начал заниматься переводами с английского, санскрита, переводил «Чайтанья-чаритамриту», жена это все печатала. Это очень помогало мне в жизни. У нас выходили машинописные тексты, сшитые в брошюры. И мы все это раздавали.

Запрещенную литературу в СССР переписывали от руки и перепечатывали на печатных машинках. Для создания нескольких копий использовали копирку (копировальную бумагу). При переписывании от руки можно было сделать 3 копии, при использовании машинки — 5. Особо ценились верхние листы — на них текст проступал более отчетливо.

− ЙоЖ:Это были запрещенные издания? Официально издавать вы их не могли?

− Сергей Неаполитанский: Издавать, конечно, не могли. Это были переводы древних священных текстов.

− ЙоЖ: Ваша семья быстро начала разрастаться. Где вы брали деньги на жизнь?

− Сергей Неаполитанский: Я сначала работал на кафедре научной организации труда на экономическом факультете Института водного транспорта. У меня было огромное количество времени. Я мог заниматься и переводами, и практикой медитации. Позже я перешел в категорию дворников и сторожей — работал в двух организациях сторожем. Это была Петербургская Духовная Академия и рядом, с другой стороны от Академии, был техникум. И огромное поле. На этом поле стоял кран. Его почему-то надо было охранять. На поле стояла приятная избушка (прямо в центре города!). И я там сидел и занимался переводами с санскрита. Потом устроил туда всех своих знакомых (смеется).

Получается, что благодаря такой организации труда, я все время занимался тем, что меня вдохновляло. Это было как служение.

5348163242452707918.jpg

БЫТ ИЛИ САНСКРИТ? РЕАЛИЗАЦИЯ ВЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ СЕМЬЮ

− ЙоЖ: Итак, Вы пребываете в возвышенных мыслях, переводите с санскрита, печатаете запрещенную литературу. И тут появляются дети. Как дальше складывается ваша жизнь?

− Сергей Неаполитанский: Это очень сладостный процесс. Они начали появляться постоянно.

− ЙоЖ: Блаженства было достаточно, судя по всему (смеется)

− Сергей Неаполитанский: Я до сих пор удивляюсь, насколько это радостный и таинственный процесс — через мужа и жену проявляется другая душа. Я удивляюсь тому, насколько у меня тогда было много энергии. Представляете, у меня на одной ноге один ребенок, здесь (прим. на шее) второй ребенок, там где-то еще третий ребенок. Я что-то перевожу, пишу. И у меня хватало драйва и энергии.

− ЙоЖ: Хочется спросить тех, кто сидел на коленке, что вы помните из того времени?

Раса Неаполитанская: Я помню, что мы уезжали в Краснодарский край в деревню, родители печатали книги на пишущей машинке, и все вместе мы гуляли по горам. Горы располагали к созерцанию, и вносили в жизнь покой и силу.

− Сергей Неаполитанский: Среди последователей бхакти-йоги — я тогда очень много общался с ними — была такая тенденция: уезжать из больших городов. Многие переехали на Кавказ. В те годы, если человек 2 месяца не работал, его сажали в тюрьму за тунеядство. А я мог просто брать отпуск на 5 месяцев, или просил друзей, которым нравилась избушка сторожа, поработать за меня.

В библиотеке восточных языков я мог брать любые тексты на санскрите, на английском языке.

Работая над текстами, я чувствовал и понимал, что единственный способ уменьшить страдания людей — это уменьшить авидью. Авидья — это санскритское слово, обозначающее неведение. Устраняя неведение, мы уменьшаем космическое и личностное страдание. Поэтому я старался делать как можно больше переводов древних текстов, которые, как мне виделось, уменьшают неведение.

− ЙоЖ: То есть создали Ваш личный просветительский проект?

− Сергей Неаполитанский: Да. В 1988-го года, после первой поездки в Индию, я сформировал Общество ведической культуры. Потом появились и другие общества, фонды, различные центры йоги, межрелигиозные и межкультурные проекты.

Открылись бесконечные просторы для деятельности. Это было удивительное время — мощнейшая энергия пробуждения. Особенно в 1989—1991 годах. Эта энергия давала невероятную силу!

По милости, я не знаю кого, в 1993 году нам выделили огромное помещение в центре города — около 3000 квадратных метров. На Фонтанке, напротив Инженерного замка. Мы назвали это пространство Роза Мира.

5337098006538872774.jpg

− ЙоЖ: Кто дал? Город?

− Сергей Неаполитанский: Нет, не город. Нам нужно было помещение. Проходили мимо полупустующего здания. Там два было института. Один занимался подъемными кранами, второй — фундаментами. Работы у них не было никакой. Зашли. Я обратился к директору. Он говорит: «у нас очень плохое положение, нечем платить за воду, газ. Если бы вы дали деньги хоть на это, то, пожалуйста, хоть все забирайте. Оставьте нам пять комнат».

Таким образом у нас в центре Санкт-Петербурга более чем на три года появилось здание, где мы создали философскую академию.

− ЙоЖ: Семья участвовала в работе Вашей академии?

− Сергей Неаполитанский: Участвовали и очень активно.

Это была религиозно-философская тусовка. И детям очень нравилось. Самое главное, мы старались привить в них открытость к любому опыту.

− ЙоЖ: Вы далеко не только теоретик глубоких древних ведических знаний. Ваша семья смогла адаптировать принципы, которые лежат в основе того, что вы пропагандируете, в свою ежедневную жизнь, в быт, в мирское. Как это было?

− Сергей Неаполитанский: Это достаточно просто. Большинство древних культур сакральны. Если мы говорим об индийской культуре, то она содержит практики, позволяющие сакрализовать любое бытовое, мирское действие. Например, основной принцип практики бхакти-йоги — Высшее Существо находится рядом с нами. Мы можем посвящать ему плоды своих действий, свои мысли, слова. Об этом принципе говорится во всех ключевых текстах индуизма: Гите, Йога-сутре, Пуранах. «Бог посреди нас» — это основа новой этики. Осознание присутствия божественности — суть всех религиозных течений. К примеру, в православии, в самом сердце литургии священник провозглашает «Христос посреди нас».

5348163242452707919.jpg

− ЙоЖ: У вас в семье есть традиции? Вы что-то делаете все вместе?

Амрита Неаполитанская: Когда мы собираемся вместе, то стараемся больше проводить время на природе. Мы делимся практиками из области психологии, йоги, медитации и совместно пробуем их, а также делимся друг с другом новыми веганскими рецептами. В общение самое главное чувствование себя, принятие другого и благодарность к окружающему миру.

− Сергей Неаполитанский: У нас есть общая практика, которая сформировалась давно. Мы встречаемся для медитации любящей доброты. Собираемся вместе, и стараемся посылать эту любящую доброту друг другу, дальнему кругу, всем живым существам в мире.

У нас есть еще одна важная традиция: когда в доме появляется гость, первым делом мы угощаем его чем-то вкусным и полезным. Ведь, как говорится, гость в дом — Бог в дом. Именно поэтому в нашем пространстве мы уделяем особое внимание йоге питания.

Не менее значима и психологическая поддержка. Мы стремимся к принятию другого человека, дарим любовь, заменяем критику вдохновляющей коммуникацией и осознаем, что все мы уникальны.

ВЕГЕТАРИАНСТВО И СКАЗКОТЕРАПИЯ, ЗАПРЕТНЫЕ ПЛОДЫ И ДИКОВИННЫЕ ИМЕНА: ДЕТСТВО РАСЫ И АМРИТЫ

− ЙоЖ: Что особенно запомнилось из детства?

Раса Неаполитанская: Детство было насыщенным, ярким и активным.

С ранних лет мы получали духовное образование, ходили в воскресную школу, изучали санскрит, медитацию и йогу, посещали фестивали и праздники. Думаю, это очень благоприятно повлияло и сформировало мою деятельность. (примечание Раса организатор больших эко и этно фестивалей в России). За свою жизнь я училась в девяти разных школах, и одна из них была ведическая гимназия — Гурукула (эта была общеобразовательная школа в Санкт-Петербурге; закрыта в 2012 году — прим. ЙоЖ). Утром мы отправлялись туда, пели мантры, а затем начинались занятия. В Гурукуле мы изучали писания, мантры, санскрит, а также обычные школьные предметы.

− Амрита Неаполитанская: Мы засыпали под медитацию, которую нам проводили либо мама, либо папа. Это были сказки с погружением. И чтение писаний. Мы и сами их потом постоянно читали, потому что в то время нечего было больше делать. Когда нет телевизора, гаджетов, ты читаешь. Помню себя, читающей, в 11−12 лет — это было прекрасное время.

У нас были везде склады книг. Книги, книги, книги. Мы лежали на книгах и читали их. А еще было много общения с интересными личностями. Приезжали гости из Индии, Европы и Америки. Мы их слушали, засыпали под их разговоры. Детство было очень счастливое. И то, что сейчас для кого-то кажется чем-то новым, для нас это норма. Эти знания, этот уклад жизни, эта еда — для нас это норма и вкус детства.

− ЙоЖ: А сколько вас было в этом коллективе засыпающих детей?

− Амрита Неаполитанская: Пять детей.

Это были медитации-сказки. «Представь, почувствуй, как садишься на облачко розового цвета», такие сказочные фантазии-медитации на расслабление и погружение.

Сейчас, кстати, такие вещи очень актуальны, они называются сказкотерапия. Мы в этом с детства и передаем нашим детям.

Еще был период — подростковый возраст, когда хотелось опровергнуть все, что нам давали родители в детстве, типа навязали.

Это классический опыт. Ты опровергаешь, идёшь искать своё, а потом всё равно находишь то, что они передавали.

− ЙоЖ: Вы выходите в мир, там подростки курят, ругаются матом, выпивают алкоголь, проводят время в ночных клубах, вы с ними соприкасаетесь. Был интерес? Или неприятие? Какая эмоция?

− Амрита Неаполитанская: Всё было интересно. Это же возраст, когда ты всё хочешь попробовать.

− ЙоЖ: Пробовали?

− Амрита Неаполитанская: Мы пробовали, конечно. Как только ты попадаешь в окружение тех, кто курит, пьет, и их больше, то, конечно, это на тебя влияет.

− Раса Неаполитанская: Разные были периоды в жизни. Но слава Богу был ускоренный опыт, ускоренная отработка кармы (смеется). У меня вообще ощущение, что меня Господь и родители уберегли от многого. Сейчас я более 12 лет на чистом образе жизни, даже кофе и чай не пью. (Смеется)

− ЙоЖ: Почему все-таки вы выбрали остаться в «семейных традициях»? Почему не ушли «на свободу»?

− Амрита Неаполитанская: Я искала свободу, все изучала сама. Отделялась от родителей. Но пришла к тому, что-то, что родители вкладывают, это основа, фундамент. И даже если будет пошатывать, ты всё равно вернёшься.

− Раса Неаполитанская: У нас свобода выбора была всегда. И родители свободны в своих поисках и выборе. Они изучали все религии, теистические и философские концепции и течения. Мне нравится, что вообще люди ищут истину, верят и стремятся к осознанности.

− ЙоЖ: Вопрос к отцу. Вы пытались предпринять что-то воспитательное во время их подростковых штормов?

− Сергей Неаполитанский: Я не знал, не видел. Они скрывали. Все дети скрывают подобное. Когда узнал, был в шоке, конечно. И я в своей молитвенной практике старался как можно больше посвящать внимания детям. Но знал, что они из этого выйдут.

− ЙоЖ: Почему вы это знали? Откуда такая уверенность?

− Сергей Неаполитанский: Вера. Вера родителей — самая сильная вещь и мощная оберегающая сила для детей.

− ЙоЖ: Амрита, ты чувствовала, что где-то за тобой есть мощная родительская сила, что родители тебя оберегают?

− Амрита Неаполитанская: Родители — они как два крыла у тебя на спине. Это чувствуется все время. Ты можешь даже физически почувствовать опору, силу родителей и своего рода.

В каждом из нас живут таланты и навыки наших предков. Есть классная практика — изучение профессий и увлечений бабушек, дедушек, родителей. Это не только увлекательно: выписать на бумаге всех, узнать про них. Это и ключ к пониманию самого себя. Выявить таланты предков и сделать их частью своей жизни и уникальности. Ты как продолжение своей семейной истории, и хочется это замечать и ценить. Я долго сопротивлялась писательской деятельности, хотя писала с самого детства. Сопротивление рождало напряжение. Лишь когда я согласилась, внутренне рассмотрела — вау, как схожа наша деятельность — ощутила невероятную поддержу.

− Сергей Неаполитанский: Однажды на Кавказе дети вдруг заболели каким-то ротавирусом. На моих руках трое детей. Одна повзрослее, а двое совсем маленьких. Мама уехала рожать Амриту в городе.

Телефонов тогда не было. А в той местности не было и никаких дорог. До ближайшей станции надо было идти километра три-четыре.

Дети превратились в тряпочки, температура 42 градуса. Помню, я их нёс, эти три-четыре километра, и не знал, что делать. У меня отнимались руки, я молился. Принёс их на станцию, и мы поехали в больницу.

Дети на моих глазах просто умирали, и я не знал, что делать. Я был абсолютно бессилен, один в горах. Всё, слава Богу, обошлось, мы вовремя добрались до больницы, их быстренько восстановили, сделали пару уколов. Пролежали два или три дня и всё.
Это происходило на физическом уровне.

А бывает — что-то такое происходит на поведенческом уровне. И ты не понимаешь, что делать, что с ними творится, какие там родовые программы. Остаётся только молиться. И продолжать их любить.

− ЙоЖ: Вы дали детям необычные имена. Хочется их спросить, каково жить с такими именами? Наверное, вам задавали вопросы в детстве. Что вы отвечали?

5337098006538872763.jpg

− Амрита Неаполитанская: Мне было непросто, я не выговаривала букву «Р» с детства. Люди вообще не понимали, как меня зовут, и называли разными именами. А потом я так полюбила свое имя и фамилию! И сейчас ношу их с достоинством и гордостью. И мне так нравится — Амрита переводится с санскрита как нектар бессмертия. Считается, что, если ты не любишь свое имя, то у тебя конфликт с родом и родителями. А это может очень негативно сказаться на жизни

− Раса Неаполитанская: Мне было просто, я вообще чувствую себя уверенной и особенной. В первом классе, где-то месяц у меня было стеснение. И я называла себя Соней. В целом это был единственный момент, когда я что-то не принимала, или стеснялась.

Я сейчас очень люблю и ценю мое имя и фамилию.

Мне всегда интересно рассказывать, что Раса переводится как отношение с Богом.
Ты можешь кому-то сказать, что Раса — это вкус, а кому-то, что это отношение с Богом, или экстаз. И тут начинается самое интересное, это зацепка на глубокое общение с собеседником. Можно пообщаться о глубоком, духовном и вечном.

Мне всю жизнь говорят, какое интересное и необычное у меня имя, мне это, конечно, приятно. Я очень благодарна родителям за это имя и уверена, что, как и все в моей жизни, это имя пришло ко мне не случайно.

− Амрита Неаполитанская: Мы какие-то очень классные маркетинговые проекты наших родителей.

− ЙоЖ: Сергей Михайлович, мы слышим, что ваши маркетинговые проекты очень гордятся вами, а вы гордитесь ими?

− Сергей Неаполитанский: Я их очень люблю. Считаю, что высочайшая ценность в жизни — это наши дети. Мы здесь выступаем как сотворцы с Богом.

Помните притчу про смерть Македонского?
Он сказал: положите меня на катафалк и раскройте мои руки, чтобы все видели, что я туда ничего не могу взять.

− ЙоЖ: По поводу вегетарианства и образа питания. Как это жить, когда с детства, с рождения не пробуешь мясо, рыбу, яйца?

− Амрита Неаполитанская: Вегетарианство прекрасно. В подростковом возрасте я попробовала шашлык. До сих пор помню этот отвратительный вкус, что-то ужасное. Я попробовала курицу, сосиску, яйцо. Это неестественная для меня еда. И невкусная. Трупы и есть трупы. Я не хочу есть трупы

− Раса Неаполитанская: Я считаю, что мне действительно повезло. Мне нравится рассказывать другим, почему я вегетарианка и как это изменило мою жизнь к лучшему. Семь лет назад я перешла на веганство, и с тех пор моё самочувствие и внутренний баланс стали значительно гармоничнее. Питание играет важную роль в осознанной жизни, и я с радостью делюсь этим опытом с окружающими.

В детстве у меня был случай: однажды в гостях в салате мне попался кусочек колбасы. После этого меня рвало три дня. Мой организм просто не принимает мясо. С тех пор я даже не пыталась пробовать его снова. Более того, я не могу есть даже растительные аналоги мяса или колбасы — их запах слишком напоминает настоящий.

Я искренне благодарна родителям за то, что с детства жила в осмысленной, теистичной, философской и вегетарианской среде. Это сформировало моё мировоззрение и помогло мне выбрать путь осознаной жизни.

− ЙоЖ: Вы вышли из подросткового возраста, что дальше? Как вы попали в «Джаганнат»?

− Раса Неаполитанская: Это долгая история. Но если в вкратце… В подростковом возрасте я уехала из Санкт-Петербурга. Начала жить и помогать в храме бхакти-йоги в Москве.

Ресторан «Джаганнат» зародился на наших глазах. История такая.

Георгий Аистов — один из основателей сети «Джаганнат» — обратился к нашему отцу за помощью в издании книг. Так они познакомились и наши семьи подружились. Георгий — очень активная и харизматичная личность, и это привлекает. Хотелось помогать в его деятельности. Он и его команда делают уникальные вещи. Он визионер. А я просто активно помогала ему лет с 15.

Мы делали невероятные многотысячные мероприятия: Ethnolife, Vedalife, Мистическая Индия, Загадочная Индия и многие другие выставки и фестивали. Потом появился проект Fulldome — это сферические кинотеатры. И конечно, «Джаганнат» был началом всего.

КУЛИНАРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ. ЙОГА ПИТАНИЯ

− Раса Неаполитанская: Первый ресторан «Джаганнат» открылся в 2000 году в Московском Доме Художников на Кузнецком мосту. Мне было 15 лет. На открытии мы были официантами. Туда пришла вся элита, звёзды, дизайнеры и вся арт-тусовка. Было историческое мероприятие, — открылось первое вегетарианское заведение.

Георгий всегда хотел, чтобы я участвовала в Джаганнате. И только после 10 лет активных мероприятий я оказалась в ресторанной сфере. Пришла к Ярославу Смирнову (один основателей Джаганната). Начала усердно помогать во всем. Особенно, что связано с внешней частью — дизайн, пиар, маркетинг, мероприятия и продвижение. В какой-то момент к нам присоединилась и Амрита. Её позвали бренд-шефом. Примерно тогда же я стала помогать в развитии проектов «Vegetarian». Благодарна Ярославу за возможность быть причастной к его деятельности которая направлена на то, чтобы люди стали осознание в еде и жизни.

− Амрита Неаполитанская: Любовь к приготовлению пищи у меня с детства. Это от родителей: папа и мама прекрасно готовят.

Еда и приготовление пищи может стать медитацией. Когда ты готовишь, то находишься в измененном состоянии сознания. Особенно, когда готовишь не для себя. Я готовлю только вегетарианскую, веганскую, сыроедческую пищу. Вегетарианство сейчас все больше распространяется. Вегетарианцев намного больше, чем нам кажется. Просто не все об этом говорят. В какой-то момент я поняла, что недостаточно того, что люди едят. Важно, с какими мыслями они это делают.

5337098006538872769.jpg

− ЙоЖ: У тебя получается доносить до людей эту мысль?

− Амрита Неаполитанская: Да, сдвиг в сознании происходит. Во-первых, многие начинают понимать, что это питание полноценное разнообразное и вкусное. Во-вторых, я еще выступаю на телевидении, радио. Много лет на Радио Россия я рассказывала про рецепты из дикоросов, про вегетарианские блюда.
Пишу книги. Если всё совместить, то это огромный пласт позитивного влияния на людей.

− Раса Неаполитанская: Амрита выпустила книгу её рецептов — «Нектар в каждой ложке».

− Амрита Неаполитанская: Это первая печатная книга. Были две электронные — «Питание детей». Про естественное вскармливание, прикорм, с рецептами. Я же изучала не только вегетарианское питание, но и естественное питание детей, естественные роды.

Я была, наверное, первая среди вегетарианских детей в России. Все, кто приходили ко мне на консультацию, спрашивали: чем кормить ребенка? Я решила: напишу-ка я вам книгу.

− Сергей Неаполитанский: Как-то Амрита приехала к нам и приготовила блюда. Это был чистый эксперимент. И вдруг я вижу: люди входят в экстатические состояния, у них появляется радость, изменяются эмоции, лица. Еда как исцеление. Через еду можно оздоравливать организм.

Поэтому и родился хороший проект — это книга «Йога питания».

Один из основных аюрведических тезисов гласит о том, что 80% всех заболеваний от неправильного питания. Я бы сказал даже, от того, что люди неправильно думают во время приготовления и вкушения пищи. И это основная идея: как интегрировать йогу в повседневную жизнь. Например, через осознанное приготовление пищи, через управление эмоциями, через осознанную коммуникацию, через развитие вкуса к жизни. Мы часто говорим о йоге вкуса, тонкого вкуса. Это раса-йога. И мы постоянно говорим о том, что жизнь — это нектар. Это амрита-йога.

«НЕАПОЛИТАНСКИЕ» СЕКРЕТЫ СЧАСТЬЯ И ИЗОБИЛИЯ

− ЙоЖ: У вас есть книга, написанная в соавторстве, втроем — «Эннеаграмма. Ключи к счастливым отношениям». Так в чём секрет счастливых отношений? Где эти ключи?

− Амрита Неаполитанская: Часто поиск смысла жизни рождает депрессию. Мы становимся философами, грузными, грустными. Отношения — это единственное, что у нас есть в этом мире. Время и отношения. Возможно, уйдёт вся жизнь на то, чтобы найти эти ключи, учиться давать любовь, добро и радость хотя бы своим близким.

− Раса Неаполитанская: Очень важен искренний разговор с самим собой и с другими. Все отношения рушатся из-за того, что кто-то что-то надумывает, не может проговорить или открыться.

5337098006538872773.jpg

− Сергей Неаполитанский: Самое главное — любовь, благодарность, открытость, честность, порядочность. Важно понимать, что очень редко бывают совместимые отношения.

− ЙоЖ: Как неожиданно.

− Сергей Неаполитанский: Практически никогда не бывают. Есть важный принцип, о котором говорит постоянно Будда. Об этом говорит и индийская философия. Все меняется. Сегодня мы можем быть совместимы, а завтра уже нет.
Совместимость — это не главное. Самое главное — общее предназначение людей, именно оно объединяет. Люди соединяются и начинают делать что-то более великое, чем они. И тогда эта совместимость, все проблемы, уходят на второй план. В этом горниле расплавляются многие недостатки.

Есть и второй аспект. Мне очень нравится идея третьей сущности — есть я, есть Раса, а наши отношения — это третья сущность. И эта третья сущность живет своей жизнью. Книга «Эннеаграмма. Ключи к счастливым отношениям» посвящена этой третьей сущности.

Еще есть прекрасная практика — работа с визуализацией.

Я смотрю на человека и понимаю, что внутри него, в его храме находится Бог, который любит меня. Работать с воображением — это работа с умом, работа с образами. Когда начинаем визуализировать, помним, что она должна быть устойчивой. Это очень важно в любой йогической практике.

Допустим, человек визуализирует поток изобилия. Он создает образ богатства на одну секунду и думает, что всё свершилось. Но так это не работает. Потому что почти 24 часа он визуализирует противоположное: «у меня нет денег», «я несчастен». То есть он постоянно представляет негативное, но думает, что если на минутку сконцентрируется на позитиве, то его жизнь изменится.
В буддийских и тибетских школах люди уходят на три года для того, чтобы достичь устойчивой визуализации. В этом еще один секрет йоги. Если мы достигаем устойчивой визуализации, то происходят изменения.
И это не просто фантазия. Это становится бхаваной (созерцание, духовное взращивание).

− Раса Неаполитанская: Мне кажется, что-то, о чем ты говоришь, у человека должно войти в ежедневную жизнь, в постоянную практику. Практика должна стать устойчивой.

− ЙоЖ: А если говорить об устойчивости, это сколько?

− Сергей Неаполитанский: В Йоге-сутре рассматриваются три уровня концентрации. Первое — это дхарана, второе — дхьяна, и третье — самадхи. Шиванада Свами в одной из своих работ говорил: «Дхарана — это 12 секунд удержания своего внимание на каком-то объекте. Дхьяна — 12 умножить на 12 — ты удерживаешь 144 секунды. А самадхи — 144 умножить на 12. Если ты можешь столько секунд удержать своё внимание на объекте, то это самадхи».

− Раса Неаполитанская: Это безграничный путь!

− ЙоЖ: Сергей Михайлович, а что Вас вдохновляет просто по жизни? Допустим, разбитое настроение, что-нибудь не клеится. И вот что-то вдохновило, и уже все поменялось.

− Сергей Неаполитанский: Если говорить о настроении — бывает, просыпаешься, за окном питерский дождь, низкое серое небо… И ощущаешь, что внутри тоже что-то схожее, что не хватает солнца внутри. И тогда я обращаюсь к мантрам. Мантры — это слова силы. Для меня это слова: любовь, свет, счастье, радость, мудрость. Я стараюсь, чтобы они звучали во мне, наполняли мое сознание, вибрировали, словно музыка.

Я чувствую, как меняюсь, когда начинаю повторять слово «любовь». Есть прекрасная мантра, данная апостолом Иоанном: «Бог есть Любовь». Её можно продолжить: «Будда есть Любовь», «Кришна есть Любовь», «Шива есть Любовь». В конце концов: «Амрита есть Любовь», «Раса есть Любовь», «Вы есть Любовь», «Всё есть Любовь».

Есть еще один секрет раскрытия внутренней радости. Если хотите быть богатым — желайте богатства другим. Если хотите здоровья —целыми днями желайте здоровья окружающим. Хотите быть счастливыми — желайте счастья другим. И тогда пространство вокруг начнёт меняться.

5336856818355401144.jpg

− ЙоЖ: Вот оно волшебство.

− Сергей Неаполитанский: Это волшебство. Я стараюсь донести до многих — занимайтесь йогой для других, и тогда лучшие плоды будут гораздо быстрее проявляться. Будет трансформация. Старайтесь желать красоты другим людям, и вы тоже будете красивыми — внутренне, внешне, как угодно. Это и есть секрет.


ТАТЬЯНА МАРЧЕНКО, АЛЕНА АНТОНОВА

Комментарии

Читайте также