История одной самоизоляции
Интервью Йога Журнала с Алексеем Батыревым, духовное имя Нарада Риши (Narada Rishi). Последние 20 лет живёт в Юго-Восточной Азии, преимущественно в Индии. Практикует йогу, медитации, пранаямы, последние годы погружен в тибетскую йогу и учение Дзогчен. Наш разговор о сочетании духовной жизни в горной гималайской деревне с ежедневным бытом.
— Давай поговорим о твоей ежедневной жизни в Гималаях.
- В последние годы я провожу основную часть времени в индийских Гималаях. Так глубоко, как в последнее время, в быт я ранее никогда не погружался. Пандемия поменяла всё. У меня получилось невольное затворничество, которое началось с самоизоляции в начале 2020 года.
Из дневниковых записей в социальных сетях.Спастись бегством.
История самоизоляции.
В начале 2020 года Индия стала предпринимать экстренные меры по эпидемиологической ситуации, связанной с пандемией вируса COVID-19. Начали отменять авиарейсы, закрывать внешние границы, отменять ж/д сообщение и закрывать штаты.
Алексей Батырев, сидя в медитации на океане в деревне Гокарна (штат Карнатака), понял, что промедление смерти подобно. И «бегом» направился в Дели. На Север Индии. На поезде в «слипер классе» (самый бюджетный класс обслуживания в индийских поездах): в вагоны с более высоким классом сервиса билеты скупили за считанные часы. А с авиасообщениями уже были огромные проблемы.
Алексей поехал в Дели — к своим индийским друзьям, к семье браминов.
Друзья предложили немедленно направиться в Гималаи, понимая, что прямо сейчас во всех крупных городах начнется жесткий контроль, карантин и большие ограничения.
Друзья сели в машину. И помчались в Гималаи. Ехать долго: вся дорога из Дели до городка Уттаркаши в штате Уттарканд (2800 м над уровнем моря) занимает в совокупности часов 15.
Тем временем по всей Индии уже объявили закрытие штатов. В штат Химачал Прадеш друзья примчались часов за 6 до закрытия границы. А вот в штат Уттарканд (выше в Гималаях) врывались, как в кино.
Проехали границу. А там вереница машин и автобусов (местные спешат домой).
Алексей с друзьями оглядывались назад. И видели, как закрывается граница.
Буквально за пару минут. Это происходило на их глазах: машины, люди, кони, ослики остались за пограничным пунктом, охраняемым полицией и военными.
Эпичная картина. Ликовали, как дети.
Нарада Риши остался в деревне Гангнани по дороге к истокам реки Ганга (деревня на высоте 3000 м). Там не было почти никаких туристов (один из Японии и пара европейцев, оставшихся в горах).
Такая вот вынужденная самоизоляция. Алексею ничего не оставалось, как привычно медитировать.
О продуктовом рационе.
В течение нескольких месяцев в ежедневном рационе Алексея были только (! и более ничего):
- чапати (лепешки из муки)
- рис
- дал (суп из бобовых)
- чай
- прошлогодние яблоки (довольно быстро закончились)
- картофель (тоже закончился со временем)
- цветы рододендрона (сами собирали в лесу, делали сок)
- папоротник (собирали в лесу, что нашли — приготовили и съели. Не нашли — опять питались чапати/рисом/далом)
- родниковая вода.
Несмотря ни на что, настроение у героя нашей публикации было прекрасное. Ежедневно гулял вдоль Ганги. Созерцал Гималаи и небо. Наблюдал за птицами. Медитировал. Практиковал йогу и не только.
Полная аскеза без кулинарных излишеств.
— Расскажи как строился твой день. Думаю, многим будет интересен твой опыт: как ты каждый день смотрел в одно и то же место в горах, это есть на твоих фотографиях. Ты жил в уединении несколько месяцев, правильно?
- Получилось 8 месяцев. Это уникальный опыт уединения в глухой деревне. Здесь транспортной связи никакой, всюду только пешком. А с другой стороны — это же локдаун, когда перемещение строго ограничено. Но. Так как это маленькая деревня, через две недели уже все выходили по своим делам, что-то делали.
А я кажды день сидел на берегу Ганги — священной реки. Там происходило мое общение с ней через пуджу, поклонение, молитву.
Я просыпался, чистил зубы, спускался вниз со второго этажа на первый. В маленькой гостинице я жил один. Внизу была гостиницы горячая вода (здесь это бывает редко), мылся. Утром и вечером у меня сбыла буддийская медитация на 20 минут от учителя Алана Волеса. Это медитация с учения шаматхи. Суть в том, чтобы соблюдать покой и тишину в уме, быть спокойным. Также я был глубоко в учении Учителя Гарчен и слушал онлайн-лекции Далай Ламы
В середине дня я готовил себе еду, какую мог (с очень ограниченным рационом: рис, дал, чапати, дары природы).
— Собирал грибы?
- Да, было много сморчков. Я делал сок из цветов рододендрона. Это очень хорошее витаминное меню. Отличное для супердиеты. И для всех, кто беспокоится о фигуре.
Еще я в магазине я покупал лук (это тоже витамины!). Готовил себе быстрорастворимую лапшу, добавлял туда лук, масло гхи. Делал наваристое блюдо, заливая кипятком. Купил себе ящик прошлогодних яблок, ими питался несколько месяцев.
— Ты говорил, что в какой-то момент яблоки стали заканчиваться?
- Да, это уже было летом. Осенью они опять только появились — из нового урожая. Еще из деревни спускали тыковку: хоть что-то новое в рационе.
— У тебя был скромный, витаминный рацион с рододендроном, папоротником, луком.
- Вполне себе для аскета.
Значит ты выходил к Ганге и делал пуджи?
- Да, каждый день.
— Честно: ты терпел лишения, когда жил в пандемию в этой аскезе?
- Не скажу. Единственное, что расстраивало, это однообразие еды. А так мне все нравилось. Я был счастлив. Потому что я на природе, свободен, могу перемещаться, гулять по лесу, по горной дороге.
— Ты ходил без маски в пандемию?
- Без маски. Это не требовалось, деревня очень маленькая. Полиции не было.
- Что было с храмами тогда? Ты мог ходить в местные храмы?
- Да, конечно, я ходил в храм Махешвари, где соединение двух рек: Ганги ее притока. Там растут очень красивые рододендроны.
— Твое общение было ограничено несколькими местными людьми?
- Да-да. В основном я проводил время один. Иногда общался с хозяином гест-хауза.
— Как называется место, где ты живешь сейчас?
- Долина реки Сендж, Штат Химачал Прадеш. Деревня Сучихин.
— Как проходят твои духовные практики в Гималаях спустя пару лет после пандемии?
- Минимализм всегда приводит к концентрации на чем-то одном. Если ты сконцентрирован на духовном и нет отвлекающих вещей, то это отличный путь развития. Посмотрев на годы, прожитые в разных местах Гиалаев, считаю, что для меня это очень полезный опыт. И он не заканчивается. Все время вылезают пласты, паттерны, самскары из прошлых жизней. Сколько не занимайся практиками, все равно столкнешься с вещами, с которыми суждено столкнуться по карме.
Это всегда происходит на фоне отношений между местными людьми и с природой.
Когда лет 25 назад я в Индии начинал свой духовный путь, у меня было одно золотое правило (по-моему, это сказал Конфуций): «Созерцание природы — это лучшее духовное развитие». Сейчас в Гималаях вижу, что красота действительно спасает: наблюдение за природой, ее сущностью, происходящим, журчанием воды, шумом листвы, дождем, солнцем.
— Ты погрузился в такое мощное созерцание, которое, находясь в городе, мы вряд ли можем себе позволить.
- Часть практики — акцентировать внимание на пении птиц и природе. Я нахожусь в преимуществе перед горожанами, потому что на природе и правда проще. Нет отвлекающих, тягостных мыслей. В мире происходят будоражащие события, а я от них на дистанции. Когда жил в России, я постоянно был в новостных лентах. Сейчас значительно реже меня отвлекает житие-бытие.
Расскажи подробнее про бытовой опыт.
- Это прежде всего духовный опыт даже в бытовом смысле. Если живешь один в глухой горной деревне, ты ухаживаешь за собой, готовишь, стираешь, убираешь в абсолютно аскетичных условиях. Для такого проживания нужны навыки. Если жить в семье, то, конечно, тебя должны принять. Они примут далеко не каждого. Нужен духовный опыт, чтобы войти в местную семью верующих людей. Такого человека будут кормить, поить, но он должен помогать этой семье. Не в полную силу, но что-то делать. Ты становишься членом семьи. Нужно принести воды (здесь нет системы централизованного водоснабжения и канализации), принести дрова, что-нибудь полить, пасти овец, доить корову. Это не тяжелые вещи. Но они привлекательные, интересные.
— А какие у тебя душ, туалет, сантехника?
- Сейчас деревянный с унитазом в индийском стиле, вмонтированном в пол. Набираешь снаружи воду в горшочек. Из него ополаскиваешься, смываешь. Туалетной бумагой тут не пользуются. Только вода. Душ чаще под открытым небом. Но я хожу в закрытый деревянный. Когда тепло, моюсь под открытым небом. Для этого есть специальная забетонированная площадочка.
- А зимой как? Ты также моешься под открытым душем, когда холодно?
- Нет, только летом. Зимой хожу в кабинку к соседней семье.
— А в кабинке сколько градусов?
- Также, как и на улице: от плюс пяти до минус пяти.
- А вода?
- Горячая. Нагревается на костре. В нашей деревне — именно в нашей долине — понятие горячей воды означает, что ее надо греть на дровах. Зимой вода примерзает к трубе, на ночь ее оставляют открытой и она просто ледяная.
— Зимой ты ходишь в туалет indian style деревянный на улице. Холодно же?
- Да, да. К этому привыкаешь и приспосабливаешься.
— А женщины?
- Посещают этот же туалет. Быстренько прибежала и обратно домой, под теплое одеялко. Зимой для женщин, чтобы помыться, вода каждое утро нагревается на дровах. А мужчины моются холодной водой. У меня иногда лицевой нерв переохлаждался из-за этого. Здесь принято мыться хозяйственным мылом (я тоже). Часть моется обычным антибактериальным мылом. Стираем этим же хозяйственным, реже — стиральным порошком.
— Стирают где?
- Есть бетонная площадка под открытым небом и труба с краном. Там и стирают, в основном руками. В каких-то семьях есть стиральные машинки, но они не фронтальные, а загружаются сверху.
Так что последние годы моя основная практика — это духовный рост через быт, его принятие.
В последнее время я занимаюсь только медитациями. А до этого практиковал капиллярный массаж, дыхательные практики. В частности, дыхание с опущенной диагфрагмой через мулабандху. Да, была гималайская йога. На мячиках прорабатывал спину на стене, на полу. Очень хорошо двумя мячиками проходиться по спине, по мышцам ног, по бедрам, прорабатывать ягодицы. Планки. Есть японская практика, где на длинных планках делают упражнения.
Сейчас я много гуляю. Каждый день по 3-4 часа у меня прогулки в горы. Практикую дзен-ходьбу в созерцании природы, в полном одиночестве.
Фото: Алексей Батырев.
Аккаунт в Инстаграме (социальная сеть, запрещенная на территории РФ): narada_india.