Йога: обучение по-взрослому. Часть 1

Йога: обучение по-взрослому. Часть 1

Уже сам заголовок может вызвать вопросы:⠀

1. Почему стоит знак противопоставления?

2. И что такое андрагогика?

Слово «Педагогика» вопросов, наверное, не вызывает, и все же уточним:

«Педагогика — наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте».

Термин «андрагогика» (от гр. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж ago — веду), как наука обучения взрослых, был впервые внедрен в образовательный контекст немецким историком Александром Каппом в 1833 году. Однако реальное развитие этот термин, как концепция, получил во второй половине 20-го века благодаря фундаментальному труду американского специалиста Малколма Шепарда Ноулза «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» (1970).

По словам Питера Джарвиса, известного английского специалиста по образованию взрослых, М.Ш. Ноулза почти можно считать «отцом андрагогики», так как именно он «понес ответственность» за популяризацию этого термина в США и в Западной Европе

Согласно М. Ноулзу главный смысл и необходимость в разных моделях обучения взрослых и детей заключается в разнице представления о специфике учащихся. Педагогическая модель приписывает учителю полную ответственность за принятие всех решений о том, что, как и когда будет выучено. Андрагогическая модель отражает специфику взрослого человека как учащегося.

йога, обучение, учитель, учитель йоги, учение


М. Ноулз сравнивает обе модели по 6 аспектам (а мы соотнесем их с практикой йоги):

1. Потребность в обучении

Дети знают, что нужно выучить то, что им задают, для хорошей оценки, а не для применения в жизни.

Взрослым необходимо понять, почему им нужно учить что-то, прежде чем начать этому учиться (понять для себя, зачем им йога). ⠀

2. Роль ученика в процессе обучения

Дети — полностью ведомые и во всем зависимы от учителя.

Взрослые несут ответственность за свои решения и хотят (в том числе и на практиках йоги), чтобы их воспринимали как равноправных партнеров, которым преподаватель помогает.

йога, обучение, учитель, учитель йоги, учение

3. Опыт, который можно использовать в обучении

У детей такого опыта нет совсем, и в их обучении в расчет принимается только опыт учителя, авторов учебников.

Взрослые приходят к обучению уже с большим жизненным и профессиональным опытом, который по своему качеству значительно отличается от юношеского. И этот опыт помогает им глубже понять йогу и себя в ней. ⠀

4. Готовность учиться

Дети учатся изначально не «по своей воле», в школу их приводят родители.

Взрослые готовы обучаться тому, что позволит им эффективно разрешать реальные жизненные ситуации (заниматься йогой, чтобы избавиться от недуга, улучшить мобильность суставов, справляться со стрессом и т. д.).

йога, обучение, учитель, учитель йоги, учение

5. Ориентация на обучение

У детей ориентация «предметная» — на оценки, аттестат.

Обучение взрослых сосредоточено на жизни, на решении своих конкретных задач (в йоге это здоровье ментальное и физическое, погружение в духовный аспект и т. п.). ⠀

6. Мотивация

Детям присуща «внешняя» мотивация — снова оценки, одобрение учителей и родителей.

Взрослым — «внутренняя»: конкретное применение результатов обучения в важных для них сферах.

«VS» не нужно воспринимать буквально как противопоставление «хорошо» и «плохо». Каждая из моделей оправдана, но для определенной категории обучаемых. А это значит, что детей и взрослых нельзя учить одинаково.

И в практиках йоги есть свои инструменты и особенности, применимые именно в обучении взрослых учеников.

(Продолжение во второй части статьи.)