Йога: обучение по-взрослому. Часть 2

Йога: обучение по-взрослому. Часть 2

В первой части статьи речь шла об общей концепции обучения взрослых, об основных положениях двух моделей, применимых для обучения детей и взрослых, основанных на очевидной разнице представления о специфике учеников. Из этого сравнения следует: методики и средства обучения этих возрастных групп не могут быть одинаковыми.

У каждого предмета своя специфика, в преподавании йоги она тоже есть. Для адаптации методов и средств обучения взрослых в любой сфере нужно прежде всего нужно понять и принять.

йога, учение, учитель йоги

Главные отличительные особенности и ожидания взрослых:

  • Принимают решения самостоятельно: учатся тому и тогда, когда испытывают необходимость.
  • Имеют свою мотивацию.
  • Хотят быть партнерами, а не просто ведомыми и зависимыми.
  • Ожидают результатов (в обозримом будущем) и могут их оценить.
  • Рассчитывают на скорейшее применение результатов обучения на практике.
  • Ожидают экспертности от преподавателя.
  • Готовы трудиться (знают ради чего).
  • Получать качественную помощь и человеческую поддержку, а не распоряжения и наказания.
  • Хотят чувствовать себя комфортно.
  • Испытывают потребность в уважении.

Отсюда вытекают и методики, и общий подход к обучению взрослых групп на практиках йоги:

Относиться ко взрослым как к партнерам по совместной работе

А не как к детям, которые ничего не понимают в предмете. Да, в йоге преподаватель знает и умеет намного больше. Но взрослые ученики тоже профессионалы — в своей сфере, имеют статус, жизненный опыт, возможно больше нашего. Нужно делиться знаниями, помогать, направлять, но не «руководить», не быть менторами.

Не акцентировать избыточное внимание на своих компетенциях и статусе

Да, большинство учеников — не педагоги, не спортсмены и не врачи (хотя такие есть!). Но это не повод общаться с ними свысока, демонстрировать свой авторитет.

йога, учение, учитель йоги

Быть примером для следования, а не супермоделью

Личная демонстрация — исключительно в обучающих целях. Взрослые вернутся к преподавателю не потому, что тот красиво и правильно выполняет асаны, а потому, что У НИХ это получается с помощью преподавателя.

Правильно предоставлять обратную связь

Не делать акцент на ошибки и личностные особенности ученика — это вопрос:

«Вы все делаете неправильно».

«Этого вы никогда не сделаете».

«В вашем возрасте (с вашим весом) у вас не получится».

Неверный выбор слов. Да, понимая ограничения, нужно позитивно отмечать усилия и старания, пусть маленькие, но шаги вперед, разумно подбадривать и корректно поправлять помогать, направлять, поддерживать. Делать акцент на возможности, а не препятствия.

Особенно внимательно с комментариями о возрасте. Возрастной аспект имеет место, но возраст есть хронологический (по паспорту) и биологический (по состоянию организма). Они совпадают в юности, а потом могу расходиться и в ту, и в другую сторону, и значительно.

Соблюдать «взрослую» этику

Другими словами, не ставить «в угол». Это отдельная тема о принятии мер в случае нарушения внутренних правил. Есть алгоритмы решения разных ситуаций, направленные не на наказание как таковое, не на защиту своего статуса и престижа, а прежде всего на достижение понимания, на продолжение сотрудничества, с уважением ко всем вовлеченным сторонам.

Общаться с уважением

Несмотря на партнерские отношения, на взрослых практиках роли все-таки распределены. Преподаватель, демократично и доброжелательно, но сохраняет свою ведущую роль, контролирует соблюдение «границ», принимает разумные меры при необходимости, но делает это корректно и с уважением.

В современной трактовке андрагогика — это наука понимания (теория) и поддержки (практика) образования взрослых на протяжении всей жизни.

Андрагогика реализует древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus — «учимся не для школы, а для жизни». Поэтому андрагогику в широком смысле можно воспринимать как науку о самореализации взрослых.

А преподаватель йоги на этом пути выступает как надежный проводник и помощник.

Фото: Ольга Шу