8 признаков хорошего учителя

У каждого ученика свои приоритеты, которые напрямую связаны с его «тонкими струнами». Именно поэтому преподаватель йоги, обладающий всеми необходимыми знаниями и навыками не может нравиться абсолютно всем (и не должен).

В этой статье вы найдёте критерии выбора преподавателя от опытных практикующих у разных преподавателей более двух лет. Именно опытных, так как осознанные признаки «своего» учителя» складываются в результате анализа и сравнения внутренних ощущений и достигнутых результатов.

Итак, в числе определяющих критериев выбора преподавателя йоги были названы следующие: [banner]

Физическая форма и внешняя привлекательность

«Больше доверия вызывает подтянутый, инструктор, когда видна его причастность к регулярным физическим нагрузкам — ведь не в последнюю очередь мы приходим на практику для поддержания внешней формы – для стройности тела, подтянутости мышц, красоты и привлекательности, поэтому предполагается, что инструктор является воплощением всего этого».

Да, действительно, значительная часть информации исходит из внешности преподавателя. А порой, как бы несправедливо это не звучало, бывает решающим фактором – ведь ученики видят в преподавателе самих себя в обозримом будущем, какими они станут, практикуя йогу.

51687594_349640945644062_6277857616086902899_n.jpg

Акцент на обучение, а не демонстрацию

«Бывает, что инструктор безупречно исполняет перед группой какую-то асану, но люди приходят на практику поработать со своим телом, а не любоваться на чужое».

Да, преподаватель должен быть примером того, чему учит сам. Примером, но не супермоделью, чтобы вдохновлять и обучать, а не демонстрировать.

Тщательная отстройка асан и травмобезопасность

«Приходящие в зал новички не имеют представления о правильных отстройках, да и опытные практикующие открывают для себя асаны, о существовании которых они ранее и не подозревали. Задача инструктора – понятно объяснить, показать, как к этим асанам подступиться, чтобы практикующий мог шаг за шагом повторить и почувствовать новое положение».

Я по опыту знаю, что повторение правильной отстройки и правил травмобезопасности (буквально как мантры) необходимо не только начинающим, но и опытным ученикам, которые могут «заиграться», увлечься глубиной и сложностью и при этом упустить из виду важные детали.

51701624_397202207756119_1327212834300863071_n.jpg

Грамотное построение практики

«Приятно, когда практика как танец плавно перетекает от одного комплекса в другой, позволяя последовательно прорабатывать и укреплять всё наше тело. У малоопытных инструкторов встречаются «рваные» практики: переходы от одного положения в другое резкие, неудобные и непонятные.

Мы навсегда запомним инструктора, который грамотно выстроил последовательность асан, дал возможность нашему телу подготовиться и выдать такое, от чего ум пришёл в восторг и сказал «Хочу ещё!»

Здесь имеется в виду принцип Виньяса Крама, когда каждое движение, каждая асана нанизаны на нить дыхания в продуманном порядке, на своём месте и в своё время. Опыт также показывает, что практикующие приветствуют разнообразие последовательностей (за исключением направлений йоги, где она строго закреплена)

Компетентность

«Учитель должен внушать доверие: мне важно чувствовать, что преподаватель знает, о чём говорит. Мне неинтересно, когда преподаватель знает и умеет ровно столько же, сколько и я. Мне важно видеть, что он человек более опытный».

Многие опытные ученики обладают достаточно широкими знаниями, много читают, посещают мастер-классы, образовательные семинары и ретриты. И если преподаватель, однажды выучившись, не будет продолжать своё самообразование, он растеряет весь свой авторитет.

49907365_139566133721902_2955735158088545356_n.jpg

Контакт с учениками

«Приятно, когда учитель проявляет внимание к ученикам, а не просто правильно проводит практику, когда может подойти и деликатно поправить именно тебя, когда знает и помнит твоё имя, твои особенности, замечает даже небольшой прогресс».

В этом суть индивидуального подхода и построения долгосрочных отношений, которые не прерываются с окончанием класса, а продолжаются и укрепляются с пользой для развития обеих сторон.

Психологическая совместимость

«Инструктор не обязан любить весь мир и каждого пришедшего в зал, но когда видишь перед собой гармоничного, уравновешенного, позитивно настроенного человека, его состояние передаётся группе».

«При выборе учителей йоги я прежде всего ориентируюсь на тонкое внутреннее понимание — «мой» человек или «не мой». Как правило, это становится очевидным уже после первого занятия».

И вот здесь не поможет ни впечатляющее резюме, ни количество сертификатов… Но далеко не всегда в этом вина преподавателя: это вопрос исключительно индивидуального восприятия.

51314469_174871486812789_967805117353229814_n.jpg

Образовательный аспект

«Для меня важно, когда телесно-ориентированная практика не ограничивается только работой с телом, а включает элементы теории и философии в разумных пределах. Это развивает не только тело, но и ум»

Конечно, мы не можем и не должны превращать практику в лекцию или семинар, но всегда можно найти удобный момент для постепенного (и ненавязчивого) погружения в суть и аутентичность йоги.

Сколько учеников, столько и мнений, но определённо есть критерии выбора преподавателя, общие для многих. И большинство из них оправданы и достижимы. Так что есть, над чем задуматься и над чем работать.

Выражаю благодарность всем, принявшим участие в опросе.