⁠⁠Культ Растений

Содержание статьи

Фитолатрия

Растения — первые живые существа, которые появились на планете Земля, в чем единодушны и современные ученые, и Библия. Растения дали жизнь и нам, и «братьям нашим меньшим» — животным. Растения — живые организмы, со своей социальной жизнью, «нервной» деятельностью и коммуникациями, базирующимися на определенных «этических» законах. Первое высшее растение, способное к фотосинтезу, появилось 450 млн лет назад, сразу после эпохи водорослей, которые тоже считаются растениями, но не используют фотосинтез, а потом уже беспозвоночные и позвоночные животные.

Важно, что растения — единственные участники круговорота веществ в природе, которые превращают мертвое в живое, являясь «продуцентами», синтезирующими органику из неорганики.

С точки зрения ботаники, люди и животные — обычные подаваны, обслуживающие жизнь растений. В первую очередь мы — распространители семян, переносящие репейник и прочие колючки на одежде. Над этим работают и другие животные: белки, например, растаскивают по лесу желуди. Цветное зрение приматов позволяет видеть спелые плоды. Именно поэтому плоды стали нашей пищей.

Сегодня человек возгордился, поднялся над природой и забыл свое место в биологической иерархии. Для нас дерево — это неодушевленный предмет. Что-то утилитарное, дающее нам пищу. Его можно срубить, сжечь и сделать из него туалетную бумагу. А между тем, если на планете погибнет растительность, мы продержимся еще месяц-другой и массово отправимся следом.

Сегодня мы катастрофически мало знаем о нашей тесной родственной связи с растениями. Это не просто наши кормильцы и защитники, это наши предки. Буквально.

Культ «фитолатрия» (лат: фито — растительный, латрия — богослужение) — об этом давно забыто и не принято вспоминать, как о недосказанной и фантастической гипотезе. Но гипотеза эта преследует нас сквозь века. Она прослеживается в виде культа во всех религиозных обрядах. Антропологическое название «фитолатрия» коррелирует с «зоолатрией» («анимализмом»), что означает поклонение духам животных, уходящее корнями в тотемизм. А глобальный культ поклонения духам растений стерт из истории и народной памяти веками монотеизма и борьбы с язычеством, искажен или впитан синкретическими верованиями.

В анимизме были одушевлены все элементы природы — земля, реки, камни и т. п. Для тотемизма характерен один могущественный дух-покровитель клана — животное или растение, или даже фетиш. Он является общим предком семьи. Тотем антропоморфизируется — ему придаются человеческие черты.

В тотемизме были «узаконены» браки человека с животным или растением. Это явление антропологи называют партеногенезис. В результате такой связи, по легенде, рождались дети богатырской силы, а члены семьи становились родственниками тотема, и находились под его покровительством. Старинные «растительные» фамилии распространены не меньше, чем те, которые указывают на принадлежность к клану животного.

Особо почитаемый тотем активно употреблялся в пищу, что роднит этот культ с каннибализмом североамериканских индейских племен. В обоих случаях сила предка или могущественного врага через пищу переходила к человеку. Пища лечила и давала статус. Часто тотемы являлись главным кормильцем прайда и потом — объектом охотничьего промысла первобытных людей.

С тотемизмом связаны специфические обряды: ритуального примирения, поедания и уподобления.

ollyok_totem_ritual_in_the_sacred_grove_8a6a1728-d107-4cbb-af38-c7ad95db99e6.png

Примирительные обряды — это обряды извинения перед духом тотема за то, что люди убили его тело. Люди приносили жертвы тотему, задабривая, и прося прощения. Иногда люди объясняли тотему, что, убив его, они дают ему отдых, так как он «устал». Перед рубкой могучего дерева вокруг него пели, плясали и всячески «развлекали». Тотем обманывали и доказывали, что подлинными убийцами являлись не они, а некие «чужаки», разыгрывая сцены наказания этих чужаков.

Но мы больше не извиняемся — забытые корни, неуважение к предкам, обездушивание растений, бездумная эксплуатация природы.

И в этом, возможно, кроются корни многих сегодняшних проблем:

Обряды ритуального поедания существовали не просто для утоления голода, а для возобновления и укрепления своего кровного родства с тотемом и получения его силы. В результате таких ритуалов, вероятно, обнаруживались целебные свойства растений. Есть традиция пить сок дерева, прежде чем срубить его.

Обряды уподобления — это стремление чем-то, какой-либо чертой своей внешности быть похожим на тотем. Для этого люди украшали себя перьями, масками и венками, водили хороводы и танцевали ритуальные танцы.

До наших дней растительные обряды дошли в большей степени в форме поедания определенной еды на праздниках и украшения себя и своего жилища цветами, ветвями и т. п. Растительные элементы и паттерны в народных узорах, это — глубокий символизм, почти язык общения.

Нитки и ленты повязывают на священные деревья, как и на руки, в качестве обета. Существуют поверья, что ленточки истлевают, и хворь проходит. А расщепленные стволы и дупла забирают болезни и горе.

Майское дерево, Вербное воскресенье, Павел-рябинник, Иван-Купала связаны с почитанием определенного вида растений. Все эти праздники как будто прописаны в нашем ДНК, настолько интуитивно понятен их смысл. Даже новогодняя елка — яркий пример одного из обрядов фитолатрии, как ни удивительно, возникший уже в наше время.

ollyok_an_old_tree_with_ribbons_hanging_on_in_a_sacred_grove_7ebb9cc4-ada1-4d2c-b1c2-f8e86c95f2cd.png

Очень часто тотемами становились мощные и плодородные деревья. О них слагали легенды и передавали из уст в уста. У каждого дерева есть свой дух со своим характером. Вернее, у целого класса деревьев — дуб, рябина, пальма и т. д. И, что характерно, каждому из нас с детства знакомы их характеры и свойства.

В разных культурах к священным растениям относят баньян, лотос, кокос, бамбук, ирис. Самой большой силой, конечно, обладают магические растения, описанные алхимиками и активно используемые сейчас в фармакологии и в качестве наркотических веществ.

Дуб — символ Перуна, очень важное дерево в жизни славян. Его часто сажали при рождении мальчика, обходили хороводом до венчания, выражение «давали дуба» буквально означает возвращение к предку. В тотемизме переход из мира людей в мир растений может быть только через смерть. Логично, что в мир людей из подземного мира, человек попадает через растение. Это — важная позиция, к которой мы вернемся позже.

Греческая мифология сохранила для нас истории о дриадах — нимфах, живущих в деревьях. Их именами называли растения. Нимфы умирали вместе с деревом, в котором обитали. Существовало поверье, что они могут отнять разум у заблудившегося человека.

Российский ученый, знаток Древней Греции В.В. Латышев оставил довольно подробную информацию о священных греческих рощах. Священные или заповедные рощи, урочища (Богатырское место, божелесье, гай-бог, божница, праведный лес, святибор, завеченный, заветный, обетный лес) были во всех концах планеты — у удмуртов, мари, германцев, индийцев, дагестанцев, черкесов, сибирских племен, чувашей, камчадалов, литовцев и кое-где сохранились до сих пор. Некоторые из таких рощ вошли в состав современных заповедников — Кавказского, Кроноцкого, Сохондинского, Алтайского, Северо-Осетинского.

Вход для простых смертных был туда затруднен. Существовал целый свод правил поведения в таких местах: нельзя было не только рубить, но и обрывать ветки, а также выносить что-либо из рощи. Можно было заходить туда только в чистой одежде, с чистыми помыслами, с дарами в руках. Рощи служили своеобразными языческими святилищами.

Есть упоминания о борьбе язычников-литовцев за свои леса, когда миссионер Иероним Пражский в 14 веке стал убеждать их вырубить свои священные рощи. Толпа женщин пришла к литовскому королю и молила его остановить миссионера. Они уверяли его, что этим он разрушает дом божий, посылающий людям дождь и свет солнца.

Чужаков к тотему не подпускали, там хранилась вся сила рода. На защите любых верований стоит страх. Для того, чтобы внушить неразумным и злоумышленникам «страх божий», существуют страшилки — народные байки. Например: «Как начнут лес рубить — откуда ни возьмись… хозяин леса — Леший».

Уважительное отношение к дереву часто подкреплялось легендой об усопшем святом человеке, похороненном здесь. Особенно если священные деревья росли в гордом одиночестве. Вокруг них выстраивали храмы, к ним приходили влюбленные, под ними сидели старики и упражнялись музыканты. Но в разрез легенде раскопки и исследования мазаров в нашей Средней Азии около древнейших культовых деревьев Биби-Савр и Ходжи-Барор в Ферганской долине показывают отсутствие человеческих останков

Иногда священные рощи располагались вблизи селений. Деревья в ней не вырубались, а гнили на месте. В них совершались регулярные захоронения с последующей посадкой дерева на импровизированном кладбище. Достоверность этой гипотезы остается под сомнением из-за того, что под деревьями, как правило, не находят останки.

Однако, традиции всего мира свидетельствуют об ином. В Китае с незапамятных времен существовал обычай сажать деревья на могилах, чтобы придать духу умершего силу и спасти его тело от разложения. У обитателей Южного и Западного Китая — священное дерево растет у входа в каждое селение.

По верованиям корейцев, души людей, умерших от чумы или на дороге, а также души женщин, умерших во время родов, находят приют в корнях деревьев. На грудах камней, нагроможденных под деревьями, этим духам приносят в жертву пироги, вино и свинину.

На острове Барнео до сих пор существует группа деревьев, в которых выдалбливают дупла и хоронят новорожденных. С этого момента по местному верованию их невинные души становятся заключены в дерево.

ollyok_A_veil_544586c7-f198-431e-8000-076066352c47.png

Буряты до недавних времен замуровывали пепел шамана в толстую сосну. Удмурты устраивали традиционные похороны в лубе — прямо в стволе дерева с выдолбленной сердцевиной. Потом стали хоронить в колоде, и только позже в их похоронном обряде появился гроб. В связи с этой логикой, становятся понятнее некоторые похоронные традиции.

Первопредок любого тотема — Великая мать, Мать-земля. Из нее происходят растения, корни и клубни. Из нее происходит вся плоть и пища. Из нее сотворен был первый человек Адам и в нее вернулся. Фитолатрия тесно связана с культом Плодородия и Богини-матери. Но в какой-то момент все пошло по-другому — культ богини-матери заменил культ бога-отца, а культ растений трансформировался в специфический аграрный культ, стоящий вне основных официальных доктрин. И все же, совсем уничтожить культ фитолатрии невозможно до тех пор, пока человек стоит на земле, чувствует природу и хоть немного следует ее законам.

Аграрный Культ

Мистическая связь плодородия почвы и женщины принадлежит к базовым элементам «аграрной ментальности». В аграрном культе растения олицетворяются женщинами в образе Матери Хлеба, Матери Зерна, Матери Гороха (в Европе), Матери Маиса (в Америке), Матери Риса (в Индонезии). Им оказывают самые разные почести.

Для аграрного культа характерен женский состав божеств и отсутствие жреческого сословия. Цикличность всех процессов и возрождение после смерти полностью подкреплено осознанием растения как первопредка человека. Cистема воспроизводства по тотемической схеме: рождение как созидание, как сотворение возможно только через смерть родителя.

От Палестины до Сибири, от Италии до Ирана археологи находят палеолитических «Венер». У них имеются общие черты: большие груди, бедра, живот. Культ богини плодородия дожил до времен аграрных культов в собирательном образе Великой Матери Ближнего Востока и греко-римского мира.

Малоазиатская Кибела — Великая мать, дарительница плодородия, её скорбь несет умирание растительности. Двойник Кибелы в Элладе — Деметра — Великая мать, порождающая всё живое и принимающая в себя умерших, карфагенская Танит, сидонская Астарта, «та, которая рождает плоды земли», — египетская Исида. Повсеместно распространенный культ богини-матери связан с родовспоможением, плодовитостью и ростом.

ollyok_women_dressed_in_white_clothes_bow_to_the_tree_in_the_fo_f1bd4ed3-61dc-4c7b-99c6-afe9f09f8b46.png

С супругами и близкими этих богинь постоянно приключались разные неприятности, их нужно было постоянно вызволять из загробного мира. Все легенды единодушны в том, что Аиду можно предложить взамен кого-то другого, вместо знатного покойника. Рабочая схема тотемизма: человеческие жертвоприношения откупают умершего и возвращают его домой, впрочем, не навсегда.

Богиня-Мать жертвует собой и вызволяет из мира мертвых своего супруга. Этим объясняется смена времен года, а также мифы об умирании и воскрешении всего живого. Великая мать дарует жизнь, но и забирает ее потом, принимая обратно в свое лоно.

Распространяется календарный миф об умирающем и воскресающем боге, об уходящем и возвращающемся герое. Часто в мифологии используется сюжет борьбы героя с демоном или другим мифологическим существом. При этом герой погибает (или ему наносится физический урон), но затем его мать (жена, сестра, сын) ищет героя, находит, воскрешает, и тот побеждает своего противника.

Шумерский бог Таммуз проводил полгода в загробном царстве, вместо своей матери-жены Иштар. Согласно Плутарху и Геродоту, Исида ввела в честь своего супруга Осириса тайные и публичные египетские мистерии. В общественных мистериях участвовали все жители города, инсценируя сцены битвы Осириса и Сета. Все били себя в грудь. В гробницах 17 династии найдены рамы из холста, с изображением Осириса, выложенные землей и засеянные семенами. Даже в мумиях найдены семена и луковицы. Так, из семян, возрождались боги и их наместники.

Согласно преданию о элевсинских мистериях, Деметра, горевавшая о своей дочери Персефоне, попавшей к Аиду, добилась того, что на земле не всходили всходы, погибла вся зелень, воцарился хаос и голод, люди перестали приносить жертвы богам, чем весьма их обеспокоили. В итоге, Персефона была отпущена на землю, но раз в год возвращалась к мужу на четыре месяца.

Греки (Финикийцы) почитали Адониса, которого растерзал вепрь. Богиня Афродита прятала его труп в латуке, но все же отдала потом Персефоне — богине подземного царства. Он стал там ее супругом, но Афродита не смирилась и воскресила его. Так Адонис вернулся к ней из подземного царства на полгода. В честь его чудесного возвращения люди стали высаживать у себя дома растения в горшках. Так появились первые комнатные цветы, называвшиеся тогда «сады Адониса».

В книге «Золотая ветвь» Фрэзера, есть предположение, что в основе культов воскресающих богов — Осириса, Таммуза, Адониса, фракийско-греческого Диониса и других — лежал архаический ритуал умерщвления человеческой жертвы с целью передать производительную силу человека полям и садам, а названные боги — антропомофные символы — олицетворения земледельческих процессов и самих хлебных растений.

Аграрные культы связаны с календарными праздниками. Эти праздники сейчас выглядят как радостный детский утренник, посвященный плодородию. Но когда-то эти мистерии были связаны с человеческими жертвоприношениями.

На самой ранней земледельческой стадии речь идет о возникновении растения из человеческой плоти на местах захоронений. Поздние аграрные ритуалы служат для гарантии нормального развития растений и повышения урожайности, что специально сопровождается человеческими жертвоприношениями. Примеры ритуального убиения людей, зачастую растерзания живых тел с последующим захоронением фрагментов на полях и огородах приведены Дж. Фрэзером.

ollyok_rural_ritual_in_the_sacred_grove_burial_in_a_tree_2eaf7f9c-5005-4eed-be9b-07c6aedd6cfa.png

Например, в Индонезии у папуасов маринд-аним такой ритуал практиковался даже в начале XX в. У североамериканского племени пауни еще в 30-е годы XIX в. соблюдался обычай приносить в жертву пленных и кусками тела жертвы натирать земледельческие орудия.

В европейской культуре находки археологов тоже неоднозначны. У древних греков был обычай располагать могилы среди хлебных полей. (Афанасьев и Топоров),

Заложные покойники — термин введён в научный оборот выдающимся этнографом и фольклористом Д. К. Зелениным (1878-1957) в книге «Умершие неестественною смертью и русалки. Очерки русской мифологии». Заложные покойники — похороненные на перекрёстках, в полях и болотах — умершие не своей смертью люди, которых не принимала земля, и они становились нечистыми духами. О последних много писал наш выдающийся собиратель фольклора А.Н. Афанасьев.

О заложных покойниках, писали известный археолог Б. А. Рыбаков (1908-2001) («Язычество древних славян») и выдающийся лингвист, филолог, один из создателей «теории основного мифа», автор более полутора тысяч научных работ, Топоров В.Н. (1928-2005) — в двухтомнике «Мировое дерево».

По мнению советских учёных отголоски обряда человеческих жертвоприношении долго сохранялись у восточных славян в виде строительных жертв и тех самых заложных покойников (В.Н. Топоров и Д.К. Зеленин). В определенных местах останки закапывались и откапывались неоднократно, что говорит о преднамеренном проведении ритуала. Часто это происходило в храмовых сооружениях, на капищах. Отсюда при шел обычай захоронения жертв при постройке домов. Позже обычай редуцировался до окроплением кровью жертвенного петуха центрального столба дома, символизирующего у всех народов мира мировое дерево. Отрывок из христианского номоканона гласит: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент — тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла». (Номоканон — основной канонический сборник Православной Церкви. Издан в Константинополе в 883 году).

В серьезных ситуациях жертвы были добровольными и почётными, ими становились князья и знахари, которые переходили в мир природы и становились сами одним из божеств. (Рыбаков Б.А., 1987). Потусторонний мир по русским сказкам имел вид прекрасного сада и лугов. Там нет полей и лесов, нет никакой работы, туда переходят умершие и там можно увидеть всех своих родственников (Пропп В.Я., 1986) Нередко жертвами становились домочадцы и слуги, а также старики и младенцы, «зажившиеся» на свете или еще не «получившие душу». У славян существовало поверье, что земля принимает умерших предков и отдаёт их души новорожденным (Комарович В.Л., I960; Шило Б.П., 1972). Поэтому не брезговали и чужестранцами, имевшими неосторожность забрести в глушь и там сгинуть. Сгинули они своей смертью или им помогли, было не так важно. Ценность человеческой жизни, особенно в случае с неизвестным, больным, пропойцей, нищим и т. п. стремилась к нулю. Насильственная смерть в любом случае, означала то, что они не отбыли на земле положенной срок и могли вернуться. Именно поэтому, считают археологи, их тела расчленяли, им обрубали ноги и так далее. Уже из других соображений разрубали на части и княжеские тела, развозя их по всем деревням весом, чтобы их сила передалась плодородным полям во все уделы. Отсюда, возможно, произошёл христианский обычай распространения мощей. Особую ценность имела голова.

ollyok_tree_worship_cult_women_kiss_trees_roots_43e89bfc-f257-4616-9660-c7e0760e9182.png

Один из распространенных мифов в литературном виде дошел и до наших дней: по ржаному полю бродило демоническое существо «удельница», она же «кудельница». Черная лицом с длинными распущенными волосами, она оберегала поле. «Матушка ржаная Уделина, господи благослови!» — говорили в начале жатвы (вологодский и череповецкий р-ны).

Виноградова Л.Н. В своем очерке «Народная демонология и мифоритуальная традиция славян» пишет: «при подробном рассмотрении общеславянских верований становится все более убедительным вывод Д.К.Зеленина о том, что практически все так называемые «духи природы» по своему происхождению оказываются связанными с «заложными покойниками» (с.85).»

«Сезонность (в период цветения растений) покойников, умерших в молодом возрасте, оказывается тем стержнем, объединяет среднеазиатские праздники цветов, розалии и троицко-русальные поверья южных и восточных славян… Весь комплекс верований о приходе русалок на землю из загробного мира в период наивысшей вегетации растений и возвращение обратно после этого времени сохраняет следы архаических культов сезонных божеств, известных в земледельческих цивилизациях Средиземноморья».

Кровавые ритуалы касались не всех растений, а только культурных — тотемных, связанных семейными узами с земледельцами. Антрополог Бронислав Малиновский утверждает, что такие обычаи среди жителей Тробриандовых островов применяются в земледельческом хозяйстве не во всех случаях, а лишь при возделывании тех растений, урожайность которых сильно колеблется: ямса, таро.

Наш, российский этнограф Кагаров писал: «Одни, этнографы склонны видеть поклонение различным растениям из чисто практической пользы, которую эти растения приносят людям. Другие приписывают этим культам символический характер: состоящий в какой-то мифологической связи с деревом змей представляет собою мужскую производительную силу, а само дерево — женскую».

Особое место занимает гипотеза Спенсера которая сводит все к культу предков, как к единому корню религии. Связь поклонения растениям с культом усопших подчёркивает и выдающийся исследователь Ален Грант. Несмотря на расхождение гипотез, и разницу ритуальных действий, легко просмотриваются одни и те же элементы обрядов: очищение, контакт, разговор, жертва. Сегодня эти обряды сохраняются в трансформированном виде — вместо человека на тот свет отправляют чучело или куклу — похороны Костромы, Ярилы, Морены, проводы Масленицы.

Смысл сегодняшнего обращения к этнографическим исследованиям прост: понимание своего места в иерархии природы дает нам возможность иначе взглянуть на наши прямые обязанности. И если что-то еще можно сделать ради спасения планеты, то забытый культ поклонения растениям может научить нас базовым элементам — использовать плоть растительных предков только ради поддержания жизни, а не в качестве развлечения, с благодарностью и отсутствием всякой утилитарности. По отношению к растительному предку неукоснительно соблюдать этический кодекс — демонстрация уважения, любви, заботы.

Все что мы можем сделать для них, это применить уважительное отношение. А уважение предков может спасти жизнь нашим потомкам. А может быть, и наши души. Ведь когда-то и мы станем деревьями.

Фрэзер Дж. «Золотая ветвь. Исследование магии и религии»

Тайлор Э. «Первобытная культура»

Ямвлих «Мистерии древнего Египта»

Нигмати А. «Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков.»

Снесарев Г. П. «Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма»

Берже Ад. «О народных праздниках, постах и знаменательных датах у мусульман шиитов вообще и у персиян в особенности.»

Чвырь Л. А. «Обряды и верования уйгуров в XIX—XX вв.: очерки народного ислама в Туркестане.»

Токарев С. А. «Религии в истории народов мира.»

Горшунова О. В. «Священные деревья Ходжи Барора. Фитолатрия и культ женского божества в Средней Азии»

Н. С. Терлецкий «К вопросу о почитании деревьев у таджиков»

Л.М.Мартьянова «Легенды и мифы о растениях»

Я.В.Чеснов «Народы и религии мира»

Василий Латышев «Греческие древности. Быт, право, государственность»

Н. М. Никольский «История русской церкви»

Учебник «Народная и художественная культура»

Кагаров Е.Г."Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции»

Фолькер Арцт «Умные растения»

Линней «Философия ботаники»

Гёте «Опыт объяснения метаморфоза растений» и «Метаморфоз растений»

Папюс (Жерар Анаклет Венсан Анко́сс) «Практическая магия»


Иллюстрации — Каминка Ольга в соавторстве с искусственным интеллектом (Midjourney).

Комментарии

Читайте также