«Цигун. Танец осознанности»: отрывок осознанности

Цигун: элементарные базовые знания

Сегодня цигун воспринимается скорее, как гимнастика для укрепления здоровья с плавными движениями и дыхательными упражнениями. Но у понятия «цигун» есть более глубокое значение, освоить которое поможет книга Бронислава Брониславовича Виногродского «Цигун. Танец осознанности». В книге знаменитый российский китаевед помогает читателям разобраться в сложных системах с красивыми названиями «три цветка и пять дыханий», «двенадцать земных ветвей», «восемь чудесных меридианов», которые составляют базовые понятия учения и без которых невозможно практиковать цигун.

Публикуем фрагмент из книги.

Три цветка и пять дыханий — это элементарные базовые знания, без которых невозможно практиковать цигун.

цигун, «Цигун. Танец осознанности»,.Бронислав Виногродский, китаевед

Что же такое три цветка?

Это три драгоценности человеческого организма: семя-цзин, дыхание-ци и дух-шэнь. В организме они постоянно превращаются друг в друга и, в сущности, представляют собой разные аспекты единого целого.

Семя-цзин — это тончайшая фракция любого проявления материи и корень-основа жизни. Например, в главе «Истинные речи из золотого ларца» трактата «Су-вэнь» говорится: «Семя — это то, что является корнем организма». Существует два истока семени-цзин в человеческом органзиме. Первый — пренатальный, или «прежденебесный», — воспринимается от родителей. Такое семя-цзин называется семенем Прежнего Неба, его же зовут изначальным семенем (юань-цзин). Оно является основой рождения, роста и развития человеческого организма. В главе «Каналы меридианов» трактата «Лин Шу» приводятся такие слова: «До того как родится человек, формируется семя». Второй источник семени — то, что называется семенем Последующего Неба. Это семя образуется из чистого ци, которое есть в атмосфере, и тонкой «фракции» продуктов питания, поступающих в организм. Оно используется для нужд физиологических процессов развивающегося организма. Семя Прежнего Неба и семя Последующего Неба дополняют друг друга и помогают друг другу. В древности говорили: «Пока в человеке есть дыхание-ци, он живет, когда истощается семя-цзин, человек умирает».

Таким образом, необходимо уделять большое внимание сохранению изначального семени (юань-цзин) в организме. Тао Хунцзин, живший во времена правления династии Лян (VI век), в своем трактате «О питании природы и продлении судьбы» указывал: «Высшая драгоценность человеческого организма — это семя, ведь благодаря его действию рождается человек, и покуда оно сохраняется в теле, тело здорово».

цигун, «Цигун. Танец осознанности»,.Бронислав Виногродский, китаеве
Дыхание-ци служит материальной основой процессов жизнедеятельности человеческого организма. В этом случае оно называется изначальным дыханием (юань-ци), или истинным дыханием (чжэнь-ци). Существует также дыхание-ци внутренних органов, дыхание-ци каналов и меридианов, главное дыхание-ци, питающее дыхание (ин-ци), защитное дыхание (вэй-ци) и т. д. В трактате «Полное собрание сочинений Цзин-Ю"12 говорится: «Только благодаря дыханию-ци человек может жить». В трактате «Чжуан-цзы» в главе «Сознание странствовало на севере» указывается: «Жизнь человека — это скопление дыхания-ци. Если дыхание-ци сконцентрировано, человек живет, а коли онорассеивается, человек умирает». Таким образом, упражнения с дыханием-ци составляют очень важную часть всех комплексов упражнений, направленных на совершенствование организма и укрепление здоровья.

Обобщив, можно сказать, что в человеке и во Вселенной повсюду присутствуют три основные составляющие, три драгоценности: семя, дыхание и дух, которые связаны между собой, преобразуются друг в друга, образуя единое целое.

цигун, «Цигун. Танец осознанности»,.Бронислав Виногродский, китаеве
Семя — основа и база, дыхание — движущая сила, а дух — правитель. Так что дыхание-ци рождается в семени-цзин, а трансформация и жизнь семени зависят от дыхания-ци. Семя и дыхание представляют собой основу и источник энер-гии для жизнедеятельности духа-шэнь в организме.

Все живые существа — и растения, и животные, и люди — обладают семенем-цзин, дыханием-ци и духом-шэнь, однако только человек по-настоящему одухотворен, поэтому он и способен познавать вселенную, преобразовывать природу и общественное устройство.

Что такое пять дыханий-ци?

Это дыхания-ци пяти стихий, что в данном контексте также обозначает и дыхания-ци пяти органов-цзан и шести органов-фу. Пять стихий — это: Дерево, Огонь, Почва, Металл и Вода. В человеческом организме печень и желчный пузырь соотносятся с Деревом; сердце и тонкая кишка — с Огнем; селезенка и желудок — с Почвой; легкие и толстая кишка — с Металлом; почки и мочевой пузырь — с Водой. Поднебесной необходим солнечный свет для жизнедеятель-ности, в результате воздействия которого происходит испарение и круговорот воды в природе, выпадают дожди и росы и могут рождаться и жить десять тысяч вещей, точно так же дыхание-ци субстанции Ян обеспечивает витальность человеческого организма. Кроме сердца и тонкой кишки, которые соотносятся со стихией Огня, к стихии субстанции Ян относятся также перикард и так называемая область трех обогревателей.

цигун, «Цигун. Танец осознанности»,.Бронислав Виногродский, китаеве
Практики цигун направлены на концентрацию трех цветков в треножнике (то есть в выверенной до мельчайших деталей внутренней работе организма) и на обращение к истоку пяти дыханий-ци. Только в этом случае возможны удержание внутри организма дыхания-ци семени-цзин, обилие дыхания субстанции Ян, здоровье и долгая жизнь.

Видеокурс Цигун «Гибкость и сила»

Читайте также