Преподаватель йоги - серьезная профессия
В этом материале я хочу поделиться мыслями о том, почему йога-тичер (преподаватель или учитель йоги) — серьезная профессия. Расскажу, почему учиться на преподавателя 2 месяца — недостаточно, чем преподаватель отличается от инструктора, какие науки должен знать настоящий профессионал своего дела и какими качествами должен обладать.
«Кто такой преподаватель йоги и что он должен уметь?»
Для начала, давайте разберемся, в чем разница между инструктором и преподавателем йоги. Инструктор говорит, как нужно делать. Преподаватель, или учитель, ведет к конкретной цели и выстраивает учебный процесс так, чтобы воспитать у студента дополнительные качества, такие как любовь к физической практике, привычку регулярно заниматься. Т. е. преподаватель — тот человек, который занимается больше, чем практикующие, глубоко погружен в материал и сам предмет, горит своим делом, развивается в этой области, а что ещё важнее — на своем примере прививает эти качества другим людям.Какие задачи у преподавателя йоги
Люди к йоге приходят по разным причинам. Первая, когда человек хочет чувствовать себя лучше физически и запрос его звучит примерно так: «Помогите мне укрепить тело, развить его нужным образом!».
Поэтому, задача преподавателя йоги — уметь видеть, что нужно делать с этим человеком, а что нет; какие у него особенности тела, что может быть травмоопасно и как ему лучше избежать перегрузки организма.
Преподаватель всегда должен помнить важную мысль: йога может как облегчить жизнь человека, так и навредить, если некорректно использовать практику. У йогов тоже бывают травмы, хоть и не такие, как у спортсменов, но от этого не менее серьезные. И преподавателю важно осознанно тормозить студента, не торопить, контролировать чувство меры у обучающегося, не дать сильно убежать вперед и главное — не давать включать «достигатора». Опасность в том, что от перегрузки тело переутомляется, перестает вырабатывать силы и начинает требовать энергию для восстановления. И в такой момент легче нанести человеку травму и сложнее из этого состояния выбраться.
Итого, если мы исходим из мысли, что запрос человека «здоровое тело», то для этого настоящим подспорьем, помощью и фундаментальной базой послужат такие науки, как: основы физиологии, биомеханики и анатомии в прикладном формате, а также важным остается умение применять эти знания в области йоги.
Это первая зона ответственности педагога: физиология человека. И в ней нужно очень хорошо разбираться, чтобы не нанести вред.
Если студент приходит с задачей лучше понять себя и свой путь через йогу, то ему необходим эзотерический или духовный опыт — и это совсем другая задача. Тут ответственностью педагога становится «заземлить» учащегося, а также дать прикладные знания для жизни через следующие науки: история и философия йоги, санскрит, система асан и их суть, виды йоги. В этой области мы говорим о нравственных основах, регулярной практике, о «непривязанности к результатам»; задаемся вопросом о том, почему мы тренируем сначала тело, а только потом делаем пранаямы и познаем восемь ступеней йоги. Это вторая зона ответственности педагога — дать нужное знание человеку и научить его применять для того, чтобы сделать йогу практичной и интегрированной в жизнь.
Третья зона ответственности педагога заключается в том, чтобы передать живой интерес к йоге и приучить к ее регулярной практике на своем примере.
Вся серьезность профессии преподавателя по йоге заключается в том, что он должен быть в разы опытнее своих учеников в 3-х областях:1) регулярность практики; 2) мотивация к практике; 3) мотивация и интерес к предмету. Это можно назвать умением освоить предмет, трансформировать его и пропустить через личный опыт и передавать его другим.
Поэтому именно личной практике йоги педагог должен уделять особое внимание как для студента, так и для себя. Ему самому важно оставаться учеником в этом деле, чтобы повышать качество личной практики, быть в постоянном живом изучении предмета и не «заржаветь». Бывают прекрасные практики йоги, но преподавать их они не могут. Отсюда можно выделить следующие задачи: уметь совмещать данные области, продолжать тренировать себя и других, в том числе с опорой на личный опыт.
У серьезного профессионала-педагога по йоге есть важная отличительная черта — у него есть свой наставник или учитель. Любому учителю всегда нужен свой учитель, иначе рано или поздно педагог начинает «тормозить» в развитии и на автомате делать только то, что умеет. Человек со стороны нужен, чтобы периодически вытаскивать педагога из этой «заезженной колеи», чтобы не дать ему потерять живость и любознательность к предмету.«Что еще должен знать и уметь преподаватель йоги?»
Идеальный курс по подготовке преподавателей йоги должен включать в себя несколько дисциплин: практику преподавания и психологию, этику, построение последовательностей, ключи к практике преподавания асан, развитие личного бренда и основы маркетинга. В нашей Академии Йоги данные предметы входят в обязательную программу обучения, но основной акцент мы ставим на педагогический опыт: простого повторения асан недостаточно — ведь студенту так же важно научиться решать и педагогические задачи.
Для общего кругозора и понимания в области йоги на все 360 градусов важно изучить сопутствующие предметы: основу женской практики, нутрициологию, травмобезопасность и йогатерапию. Этот блок важен для того, чтобы студент понимал, почему не стоит стремиться помогать всем, а иногда лучше передать человека в руки другого специалиста.
И, конечно, аюрведа. Она нужна для того, чтобы понимать, какой тип конституции каким образом тренируется (например, на групповом занятии Ватте нужен перерыв, а Капха может тренироваться продолжительно и без прерывания). И если три человека стараются, а два человека сели отдыхать — и по конституции они Ватта — то ничего страшного в этом нет и им нужно время.
Мы в Академии Йоги также ввели предмет «Развитие личного бренда». Почему он так важен? Начнем с того, что сейчас на профессионала работают соцсети. И мы рассказываем студенту о том, как правильно себя позиционировать, какие ошибки в коммуникации не следует допускать, как их предотвратить, рассказываем, как лучше оформить аккаунт.
Поэтому, преподавателю йоги важно уметь уверенно доносить свою ценность и миссию; знать о том, что следует говорить другим людям и каким образом это лучше сделать.
«Почему нужно учиться именно год?»
Однажды я сама хотела поехать на 5-недельные курсы в Индии, но передумала. Я понимала, что за это время можно освоить какую-то теорию, но нереально пропустить ее через себя и наработать опыт. Это можно сравнить с памятью, когда она из кратковременной переходит в долговременную — и здесь то же самое. Знание по йоге должны успеть прижиться, чтобы стать действительным подспорьем человеку. Этот опыт должен поработать на него и ему самому нужно пройти через важные этапы: от знания и понимания к осознанию ошибок и поиску способов их исправления. Это то, что называется приобретением субъектного опыта — получение знания, с которым человек взаимодействует, умение его встроить в свою систему мировоззрения и применять в дальнейшем.
На мой взгляд, за пять недель интенсива человек не сможет этого сделать физически, так как в период интенсивной нагрузки он находится в стрессовом состоянии, судорожно загружая свою оперативную память данными. Но ведь опыт в этот момент не приобретается.
Поэтому девять или двенадцать месяцев для учебы становятся оптимальным сроком, чтобы у человека действительно произошла своего рода внутренняя трансформация — слияние опыта и знаний.
2-месячные курсы — это классно, но только в качестве спецкурсов по той или иной тематике, например, техники релаксации или йога нидре. Любое небольшое направление может быть отличным дополнением к большой основательной базе. Но если мы говорим про базовое получение профессии, то это должно занимать минимум год с учетом того, что дальше нужно будет постоянно учиться самому. Год — это фундамент, на который накладывается слой опыта и последующей регулярной практики, и этот фундамент должен быть основательный.
«На преподавателя нужно сдавать экзамены?»
Да, нужно. И у всех они проходят по-разному — у нас они проводятся в онлайн-формате. Конечно можно пользоваться конспектами, но материала так много, что если ты не читал, не изучал и не шел по плану лекций, то ты просто не найдешь нужную тебе информацию достаточно быстро, чтобы ответить на заданный тебе вопрос. Людей, которые не смотрели лекции, а пытаются выдернуть информацию из интернета, видно сразу. Поэтому, чтобы сдать экзамены, нужно погрузиться в этот материал на все сто процентов. Более того, нужно получить доступ к выпускным экзаменам, а для этого необходимо выполнить все домашние работы, а их у нас около 60, получить 8 зачетов, пройти не менее 10 часов стажировки, защитить проект и разработать методичку.
Наша задача — сделать так, чтобы человек отнёсся к своей новой профессии со всей ответственностью. И здесь такая же логика: если человек решил стать преподавателем йоги, но не находит время для теории, не выполняет задания и не практикует на постоянной основе физически — это первый маркер того, что он пока не готов стать профессиональным педагогом и в данный момент имеет другие приоритеты.«Преподавателем йоги можно стать кто-угодно с любым уровнем подготовки?»
Да, но важно понимать личную цель. Если человека переполняет желание обучиться, он хочет получать знания именно в этой области и потом ими делиться, то это первый признак зрелости; а также если человек понимает, что он готов работать и выполнять все задания, вне зависимости от уровня подготовки. Но если есть мысль отсидеться и не вкладываться в обучение, просто скорее получить «корочку» и новый статус «преподавателя» ради самого статуса — то лучше повременить.
В нашем случае, на программу можно записаться без опыта в йоге, в этом случае студенту нужно пройти подготовительный триместр. Он включает изучение базовых асан и начальные знания по истории и философии йоги.
«Какие преимущества у выпускников вашей школы?»
- Нашим студентам с самого начала ставятся трудные задачи, которые им важно научиться решать, чтобы приобрести нужный опыт. То есть, если человек делал все домашние задания, изучал себя, совершал ошибки и искал пути их исправления — то у него появляется очень большой и разнообразный опыт. У нас многие начинают вести занятия ещё будучи студентами, чтобы через преодоление страха публичных выступлений узнать о себе много важного и наработать опыт преподавания.
- На курсе студенты начинают снимать себя на видео, чтобы увидеть, как они делают асаны и научиться исправлять самих себя. Это важный инструмент образования: не только педагог тебя исправляет, но ты сам видишь и отслеживаешь свои ошибки и прогресс.
- Студенты учатся говорить и слышать себя, составляют последовательные программы асан, рисуют человечков-йогов, приобретают много новых навыков, начинают пробовать вещи, которые никогда не делали вплоть до седьмого модуля. К девятому модулю у них уже есть опыт составления последовательностей, они умеют и знают, как давать обратную связь по практике, на что обращать внимание и как расставлять определенные акценты. Появляется как насмотренность или опыт наблюдения того, как эту практику делают другие, так и понимание как подправить человека для асаны.
— Наши студенты могут потом преподавать как в залах оффлайн, так и онлайн из любой точки мира. Все, кто учились в оффлайне, испытывают сложности при работе в режиме онлайн, когда нет физической возможности поправить человека через Zoom. Но в онлайне это реально, и мы этому специально учим. Да, нет возможности как в зале поставить руку на нужное место, но тут помогает инструкция, написанная самим студентом. У нас есть отдельное важное задание — «Составление инструкции по асанам» так, чтобы будущий преподаватель мог поправить тело человека, не трогая его самого. У нас все занятия и стажировки проходят на платформе Zoom, поэтому мы делаем акцент на то, чтобы педагог умел правильно составить инструкцию к асанам и грамотно доносил ее ученикам дистанционно.
— Наши студенты знают, как прокачать личный бренд. Ведь они изучали основы маркетинга, умеют рассказать подписчикам о своей учебе, которая проходит долго и качественно. Они могут позиционировать себя как педагога по йоге в онлайн-формате, имеют опыт преподавания и ведут своих первых учеников. Наши студенты создают свою клиентскую базу еще до окончания обучения, формируют личный доход и цены вне зависимости от сторонних школ и студий.
При этом, что у нас сильная поддержка для студентов на протяжении всего курса: большое комьюнити, в котором можно найти друзей в своем городе и по всему миру, чуткие наставники-профессионалы и свой карьерный центр, который начинает набирать обороты.