Сильный практик и хороший преподаватель йоги: есть ли разница

Сильный практик и хороший преподаватель – одно и то же?

Должен ли преподаватель уметь делать все те сложные формы, которым он учит учеников? Должен ли он во всём быть сильнее своих учеников?

Это вопрос, который часто встаёт в йога-сообществе.

Давайте немного перенесём на аналогии.

Например, если взять профессиональный спорт: там зачастую тренер уже будет в возрасте и далеко не в лучшей спортивной форме, но будет готовить чемпионов.

Изучение иностранного языка. Носитель языка, в совершенстве владеющим им, научит вас намного хуже преподавателя, проходившего специальное обучение.

Да, в сфере йоги на преподавателя иногда возлагают качества проводника, учителя и авторитета.

Да, если мы смотрим на преподавателя через соцсети, он для нас уже должен представлять некую точку Б, то, к чему мы хотим прийти.

Но всегда ли так верно?

IMG_20230525_212325_199 (1).JPG

Да, безусловно, если ты освоил глубокие формы, ты знаешь, как туда пройти. Но знаешь это только применительно к своему личному опыту и своему телу.

Часто бывает, что человек, который может выполнять все асаны на очень высоком уровне, не может грамотно им обучить. Например, он абсолютизирует личный опыт, то, как учился конкретно он. Но ведь мы все разные! У нас разный уровень подготовки, морфология, возраст, гибкость, сила и вообще всё.

Силён тот преподаватель, который может учесть все ваши особенности и сказать, на что надо обратить внимание и как доработать конкретно ВАМ, а не даёт всем универсальные рекомендации.

А для этого нужны профессиональные компетенции, которые:

а. позволяют посмотреть, чего не хватает конкретному человеку и как ему туда быстрее прийти;

 б. позволяют донести это в понятной форме до человека, дать грамотные инструкции, провести его туда.

И в данном случае «практик» и «преподаватель» — это две категории, лежащие в разных плоскостях.

А можно ввести ещё категорию «методист» — тот, кто придумывает тренировочные программы.

Опять же, аналогии. В школе практик — тот, кто владеет предметом в совершенстве. Преподаватель — тот, кто может научить других. Методист — тот, кто составляет учебную программу и пишет учебники.

Методисту необходим опыт преподавателя и практика. Преподавателю необходим опыт практика.

Но сильный методист может быть не очень хорошим преподавателем (просто по умению взаимодействовать с учениками, например). Сильный преподаватель — не всегда сильный практик. Сильный практик — часто слабый преподаватель и методист.

Или можно быть сильным или слабым во всём. Короче, возможны любые комбинации.

IMG_20230525_212308_953.jpg

Плюс, в копилку: для преподавателя главное достижение — вырастить превосходящего себя ученика. Именно благодаря этому возможно развитие в рамках любой из дисциплин в целом.

В чём основной посыл данной статьи?

Когда выбираете себе преподавателя, ориентируйтесь не на его личную практику, а на то, чего добились его ученики, пока учатся с ним.

Когда вы уже преподаватель и хотите расти в преподавании — не путайте с ним личную практику, развивайте именно профессиональные качества.

А по каким критериям выбираете преподавателя вы?

Читайте также