В чем отличие мастер-классов от обычных классов йоги

«Мастер-класс» vs «Регулярная практика»

вдохновение

Бывает ли так, чтобы у человека, пришедшего на свою первую практику йоги, сразу все получилось?

Речь не о простом повторении асан за преподавателем, благодаря достаточным физическим кондициям. А о том, чтобы сразу без объяснений понять суть асаны и критерии ее освоения, важность и правильность дыхания, достичь необходимого уровня концентрации? Постичь саму суть йоги?

Вопрос риторический. Ничего не дается само собой, без обучения, без подготовки.

Как, например, может начинаться освоение новой профессии? Сначала специалист проводит презентацию, где рассказывает о профессии, ее особенностях. Выступающий обладает и знаниями, и опытом, и сильной харизмой – все заслуженно! Убедил, заинтересовал, вдохновил! А потом началось обучение, и его проводили уже другие специалисты, обладающие всеми необходимыми компетенциями для обучения, но уже с другими задачами, и каждый в своей манере, в своем стиле. И это уже самый настоящий рабочий процесс, не похожий на презентацию.

Подобное встречается и в йоге – вернемся к заголовку: названия разные. А содержание?

«Мастер-класс (master - лучший в какой-либо области class - занятие, урок) - современная форма проведения обучения по совершенствованию практического мастерства, для отработки практических навыков с целью повышения профессионального уровня и расширения кругозора».

Проведение мастер-классов по йоге не имеет единых норм, но есть общие отличия от регулярных занятий: высокий уровень экспертности ведущего, «разовость», особенности содержания и проведения, уникальность, многочисленность аудитории, продолжительность, возможность общения и задания вопросов. Мастер-классы могут проводиться для тех, кто уже состоялся как практик, и хочет повысить свой уровень. А могут быть и мероприятием для новичков, как возможность познакомиться с новым для них направлением.

-Правка-64.jpg

Проводить мастер-классы может любой опытный преподаватель, но ведущими бывают и признанные «звезды». И тогда это мероприятие законно превращается в праздник: активная рекламная кампания, высокая востребованность, особенная организация, приглашенные СМИ, атмосфера всеобщего предвкушения и воодушевления. Несомненно, такое событие и должно быть таким! И представляемый материал, конечно, отличается своей уникальностью.

На таких мероприятиях не всегда предполагается тщательная отработка. Начинающие практики приходят попробовать, прикоснуться, погрузиться – каждый как может, воспринимая происходящее как особенное и неординарное событие.

Представим себе, что кто-то впервые знакомится с направлением на подобном мастер-классе, проводимым настоящим и признанным в широких кругах экспертом, в особой атмосфере со всей присущей атрибутикой. А ведущий, помимо профессионализма, еще обладает и ярко выраженной харизмой, «зажигает», как говорят. Восторг, эйфория, удовольствие! И даже если не все получается, – это не так важно, атмосфера компенсирует все минусы!

А после этого этот «кто-то» приходит на регулярный класс того же направления к другому преподавателю и… ожидает того же впечатления. А что он там видит?

  • Преподаватель с другой (возможно, более сдержанной) манерой ведения. Ведет методически правильно, но это может быть сложно оценить, когда всего второй опыт в жизни.
  • Нет ТОЙ атмосферы праздника. А ее и не должно быть! Атмосфера обычного класса всегда более спокойная, рабочая.
  • Мастер-класс был больше показательным мероприятием, без индивидуального контроля выполнения. На регулярном классе по-другому: меньше участников, больше внимания прикладным аспектам, бОльший акцент на необходимость трудиться, практически полное отсутствие элементов «шоу».
  • На мастер-классе «открытая дверь», пробные шаги, больше впечатлений, чем реального продвижения. А на рабочем классе ты уже входишь в эту дверь, встаешь на путь – непростой, требующий времени, настойчивости и усилий.⠀

«Почему НЕ ТАК? Где тот WOW-эффект?»

Неоправданные ожидания, что везде должно быть ТАК, как было на «звездном» выступлении, подстерегают именно новичков. Те, кто уже занимается на таких классах, и только потом оказались на мастер-классе у специалиста высокого ранга, скорее всего, будут более адекватно реагировать на увиденное: да, впечатление будет, но это не помешает им продолжить обычные практики у своего преподавателя.

-Правка-66.jpg

А что же делать новичку?

Чтобы было ИМЕННО ТАК, выход один: ходить на регулярные классы к этой «звезде» - и даже там будет не совсем так! А если «звезда» недосягаема, тогда вообще не заниматься? Или до бесконечности менять преподавателей в надежде найти «копию» своего кумира?

Но если намерение заниматься и продвигаться есть, то выход тоже есть:

  • Понять и принять, что при том же содержании отличия в форме неизбежны. Содержание – это суть класса и общая методика проведения. Форма – способ подачи этой методики. И она не может (и не должна) быть одинаковой у всех.
  • Понять и принять, что задача преподавателя вести в соответствии с требованиями направления, но не копировать другого. Да, восприятие сильнее реальности, но все же адекватно оценить методику преподавания может только опытный практик и другой преподаватель того же направления. С минимальным опытом занятий это вряд ли возможно.
  • Не углубляться в сравнения и не зацикливаться на вопросе «почему здесь не так, как ТАМ». Иначе можно вообще остаться без практик.
  • «Отшлифовать» свои ожидания. Не пытаться «совместить картинку» до последней точки, а понять разницу между особенным мероприятием и каждодневной кропотливой работой.
  • Искать «своего» преподавателя, но не копию.
  • И трудиться – для того, чтобы пришел результат, а за ним и удовлетворение.

Да увидит смотрящий, поймет понимающий и получится у того, кто увидит, поймет и приложит усилия.