Две сестры

Практика
|  06 марта 2014

Связь аюрведы и йоги закономерна. Обе системы возникли в Древней Индии, имеют мощную философскую базу, концептуально близки и во многом взаимно дополняют друг друга. Еще в древних аюрведических трактатах, например «Чарака-самхите», описывается лечебное воздействие техник йоги на организм человека и даются рекомендации по их использованию. В первом авторитетном тексте по йоге, «Хатха-йога-прадипике», также можно найти описание причин развития некоторых недугов и способы их лечения при помощи асан, пранаям, крий, мудр и бандх.

Мы вместе

В основе и йоги, и аюрведы лежат очень схожие холистические принципы единства (различия начинаются уже на периферии систем). Аюрведа как наука о гармоничной жизни предназначена для сохранения общего здоровья человека — во всех его аспектах; в центре ее внимания стоит целостное понимание благополучия. В йоге же доминирует задача духовного развития и совершенствования человека. Однако сегодня все чаще йога используется в терапевтических целях. Благодаря современным разработкам в области медицины удалось научно обосновать масштабные возможности йоги в работе с различными психосоматическими расстройствами, состояниями тревожности и усталости.

Индивидуальный подход

Манодж Намброн, доктор клиники «Керала», считает, что связь между йогой и аюрведой очень глубока. «И в аюрведе, и в йога-терапии лечение направлено в первую очередь на работу с причиной заболевания, — объясняет он. — В аллопатии же всегда начинают с лечения симптомов заболевания. Например, лихорадка может быть проявлением очень многих метаболических расстройств. И если в других направлениях медицины будут в первую очередь снижать температуру медикаментозно, то аюрведист и йогатерапевт исследуют причину ее возникновения и будут работать с ней».

«Также есть сходство между диагностическими методами, — продолжает Намброн. — Йогатерапевты и врачи аюрведы сходятся во мнении, что большинство заболеваний носит психологический характер». Например, в аюрведическом тексте «Аштанга-хридая-самхита» упоминается рагадхи — термин, описывающий процесс превращения неких состояний ума в болезни, связанные с рагой — страстью, основанной на эгоизме.

В то же время в йоге приоритеты остаются за первыми двумя ступенями, ямой и ниямой — сводом правил по отношению к себе и обществу. Их нарушение также ведет к болезненным состояниям ума и тела.

«Для лечения конкретного заболевания общих занятий йогой будет недостаточно, — считает доктор Намброн. — Для этого необходима йога-терапия. Йогатерапевт индивидуально рассматривает проблемы человека. Практику асан лучше сочетать с аюрведическими процедурами. Желательно распланировать день так, чтобы массажи следовали после практики поз. Но есть некоторые аюрведические процедуры — их, как правило, назначают для лечения хронических заболеваний позвоночника и суставов, — которые рекомендуют пройти за семь или 21 день перед активной практикой асан. В этот период можно будет заниматься дыхательными техниками. Если доктор имеет квалификацию йогатерапевта, то он может рекомендовать асаны и пранаямы. Йогатерапевт обязательно должен практиковать сам и во время занятия наблюдать за тем, как асаны и пранаямы влияют на его собственное тело.

Это не классика

Доктор аюрведы, основатель и руководитель Американского института ведических исследований Дэвид Фроули считает йога-терапию как сугубо медицинскую практику «неклассическим» методом, использование которого не способно привести практика к конечной, духовной цели йоги — освобождению. Безусловно, использование йога-терапии для лечения пациентов возможно, но это будет использование сугубо физиологического эффекта асан. «Йога и аюрведа — это не две отдельные традиции, — уверен Фроули, — это одна единая интегрированная система совершенствования тела и сознания, в основе которой лежат ведические законы понимания жизни человека и Вселенной». Каждая из них выполняет уникальные функции, играет свою неповторимую роль, тем не менее и теория, и практика йоги и аюрведы часто пересекаются между собой на различных уровнях. «Более того, — продолжает Фроули, — сегодня они все больше сближаются и формируют всестороннюю науку о здоровье».

Аюрведа в классической ведической схеме — это система знаний, созданная специально для решения вопросов общей терапии. Стремление представить йогу как медицинскую систему обращает нас к принципам аюрведы, поскольку именно в ней уже сформулированы принципы диагностики, лечения и сохранения здоровья. Любая терапия должна фундаментально опираться на медицинскую систему диагностирования и включать в себя определенные тактики лечения. Логически подразумевается, что и йога-терапия нуждается в соотнесении с определенной парадигмой медицинского знания. Но сегодня она в большей степени применяется исключительно как средство, вспомогательное по отношению к методам современной западной медицины. Безусловно, и такой подход может приносить очень эффективные результаты, и все же использование только асана-терапии не сможет полностью раскрыть целительный потенциал множества методов классической йоги.

Аюрведа может считаться очень точно выстроенной системой: в нее вошли как все традиционные разделы аллопатической медицины — диетология, фитотерапия, фармакология, хирургия, — так и уникальные терапевтические методы (например, марма-массаж, панчакарма). Йогические практики — асаны, пранаямы, мантры, медитации — используются здесь как методики исцеления ума. В йоге же они выступают как составляющие духовной практики. Именно аюрведа обеспечивает комплексность подхода: для более эффективного применения методов йоги в лечебном процессе используется универсальная система знаний и практик, которая включает в себя и философию, и принципы, и методы йоги и которая ко всему прочему предполагает использование пранаямы (дыхательных упражнений), пратьяхары (отрешенности), дхараны (сосредоточения), дхьяны (медитации) в терапевтических целях. Это и есть целостная йогическая система медицины, не ограниченная исключительно практикой асан. Она применяется и для исцеления многих телесных недугов, и для стабилизации эмоционально-духовной сферы. Через эту систему знаний можно приобщиться к мудрости ведических и йогических методов диагностики и лечения.

Советы Доктора маноджа Намброна

1. Если вы проходите курс аюрведических массажей и доктор разрешает вам при этом практиковать йогу, можете выполнять различные дыхательные техники.

2. Для поддержания тонуса вам, скорее всего, назначат Сурья Намаскар – комплекс Приветствия Солнцу. Считается, что Шалабхасана (поза Саранчи), Уштрасана (поза Верблюда) и Дви Пада Павана Муктасана (поза, Изгоняющая ветер) помогают в лечении заболеваний. Прогибы укрепляют иммунитет. Положение лежа на спине с согнутыми ногами расслабляет, дает отдых позвоночнику и компенсирует прогиб.

3. Чтобы иметь комплексные знания о работе тела, грамотный йогатерапевт должен внимательно изучить воздействие асан на организм и обязательно сам практиковать медитацию.






Регистрация
Вход
Регистрация
Вход