Стресс на работе: как избавиться от него и можно ли?
Для большинства трудоспособного населения стресс на работе стал нормой жизни. К такому неутешительному выводу пришли российские специалисты после проведения одного из исследований в апреле 2019 года.
Среди 5300 опрошенных россиян 67 % регулярно испытывают стрессовые ситуации на рабочем месте. Результаты одного из последних наблюдений европейских кардиологов показывают, что нервное перенапряжение на работе увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний в 1,6 раз.
Конечно, мы не всегда можем повлиять на таких провокаторов стресса, как конфликтные коллеги, авторитарные начальники, ужасные условия труда. Но снизить отрицательное воздействие стрессовых факторов – в наших силах. Воспользуемся советами Джереми Хантера, американского преподавателя медитации, профессора школы менеджмента.
Обращайте внимание на свои эмоциональные отклики
У вас есть право выбора, даже когда не можете изменить ситуацию – повлиять на своё отношение к ней. Первый шаг к сохранению душевного равновесия заключается в том, чтобы не игнорировать проблему, а постараться её понять.
[banner]Джереми Хантер утверждает: «Не сфокусированные, невнимательные менеджеры склонны принимать решения из-за страха или гнева, которые приводят к расточительным и нежелательным итогам. Сосредоточенные работники – те, кто контролируют свои эмоции и реакции перед лицом перемен, принимают более мудрые решения и показывают продуктивные результаты».
[vrezka italic=1 color=blue quote="канадский физиолог Ганс Селье"]Стресс – это не то, что произошло с вами, а то, как вы это воспринимаете.[/vrezka]
Уделяйте время расслаблению
Чтобы выдерживать ежедневные атаки стрессовых ситуаций, находите время для себя. Даже если вы перфекционист. Даже если думаете, что это выбьет вас из рабочей колеи. Не выбьет. Наоборот – в моменты полного отвлечения от всего, освобождения разума от прокручивания прошлого и дел на будущее, вы станете осознаннее, а стресс непременно отступит. Проводите пятиминутные перерывы несколько раз в течение дня.
Как преподаватель Чикагского университета для своих студентов Хантер отводит 15 минут в начале урока для медитации. По его словам, это помогает заземлить людей, которые, возможно, провели безумный день. То же он советует и уставшим работникам: «Уделите минутку на расслабление в настоящем моменте, и вы станете работать эффективнее».
Примите тот факт, что ваше руководство и коллеги ощущают те же эмоции на работе, что и вы
Осознайте, что стресс, переутомление, нервное напряжение испытывают и ваши сотрудники. Развивайте в себе сострадание, сочувствие, сопереживание. Чем меньше зацикленность на собственных переживаниях, тем гармоничнее отношения с окружающими и сама жизнь.
В одном из интервью Джереми рассказал такую историю. Одна из его бывших студенток занимала руководящую должность в отделе, который постоянно конфликтовал с другим отделом. Осознанность помогла ей понять корень проблемы: именно она хранила обиду, гнев и осуждение по отношению к другому департаменту.
Мало того, что она создала ситуацию в своей голове, так с помощью этого мышления распространяла её дальше. Момент осознания был очень унизительным для женщины, но она справилась – объяснилась и извинилась перед коллегами. Отношения между двумя департаментами наладились.
[vrezka color=blue]Практикуйте осознанность, развивайте эмоциональный интеллект – так вы научитесь распознавать свои переживания и чувства других людей, а также управлять стрессом.[/vrezka]