О роли и статусе преподавателя йоги
Кто есть преподаватель йоги? Услышав такой вопрос, у нас возникают разные ассоциации и представления, они будут отличаться у новичков и у тех, кто практикует продолжительное время. И сами преподаватели йоги ответят на этот вопрос по-своему.
Широко известно учение Карла Юнга об архетипах — врождённых моделях восприятия мира и поведения людей. Проводя параллель с этой концепцией, рассмотрим возможные роли преподавателей йоги.
Преподаватель — помощник
Нужно быть помощником, но не «училкой», не ментором, особенно с теми, кто старше вас. Задача преподавателя — вести, делиться информацией и вдохновлять, а не заставлять. Учитель лишь открывает дверь, объясняет, что за ней и куда она ведёт, а войти или остаться по другую сторону — решение ученика.
Преподаватель — наставник
Наставник — это не просто приходящий инструктор. Это тот, кто поддерживает долгосрочные отношения со своими учениками, помнит их по именам, знает об их проблемах, следит за прогрессом каждого.
[banner]Настоящий наставник самодостаточен и не пытается извлечь из ученика собственную выгоду, не стремится утвердиться за его счет. Он никогда не заставит ученика считать себя неспособным, не подорвёт его уверенность в себе. Ему чужды ревность, зависть и страх того, что ученик пойдёт дальше, чем он сам.
Преподаватель — тот, кто знает и умеет всё
Учитель — не источник знаний, а проводник, переводчик древних знаний на современный язык, а сама йога бесконечна, как Вселенная, всё знать невозможно.
Не каждый тренер обязан быть олимпийским чемпионом, и не каждый чемпион может стать хорошим тренером. У них разные задачи. Тренер сам может и не достичь всех возможных высот по разным причинам, но он этот путь прошёл и, что самое главное, знает, как вести ученика к этим вершинам.
Преподаватель — целитель
Да, йога помогает в облегчении многих недугов. Преподаватель должен обладать знаниями по терапевтическому воздействию асан, противопоказаниям и модификациям в случае ограничений по здоровью.
Но без медицинского образования он не врач. Он не должен пытаться казаться тем, кем на самом деле не является, и наводить на мысль, что у него есть способности и возможности, которыми на самом деле он не обладает.
Преподаватель — Родитель
Он помогает, поддерживает, заботится, отмечает успехи. Но он также и устанавливает границы и правила поведения на практиках и контролирует их выполнение. Преподаватель должен сохранять полный и постоянный контроль над ситуацией, не допускать самодеятельности и утраты полномочий.
Преподаватель — друг
Да, друг. Но не подружка. Чувствуете разницу? Необходимо держать определённую дистанцию: не отдаляться слишком, быть доступным для доверия и общения, и в то же время не увлекаться обращением на «ты», не провоцировать панибратство, фамильярность.
Это снижает уровень уважения и серьёзности отношения к вам как преподавателю и к вашим практикам. Даже в условиях дружбы в классе должны поддерживаться отношения «учитель-ученик», а не «друзья».
Преподаватель — пример для подражания
Но не супермодель. Покажите своё отношение к йоге, свою причастность, наполненность, а не чудеса гибкости. Ученики приходят не для того, чтобы полюбоваться чужим телом, а чтобы поработать со своим. Они вернутся не потому, что вы такие классные, а потому что у них всё получается с вашей помощью.
Преподаватель — ученик
Они учатся у нас, а мы учимся у них, благодаря им приобретаем необходимый опыт и становимся профессиональнее.
Ролевой портрет преподавателя йоги многогранен, но это должен быть не просто набор правильных, но разрозненных фрагментов, а гармоничный пазл, создающий уникальный и целостный образ настоящего Учителя.