На что способен наш голос
Знаете, почему люди стонут, когда им больно (например, женщина в родах)? Потому что наш собственный голос обладает большой силой, в том числе и обезболивающей. И если перефразировать классика — голосом можно убить, можно спасти, а можно полки за собой повести.
Наш голос — это звук. А звук — это вибрация, с помощью которой можно настроиться на любую частоту.
Мы можем работать с нашим голосом, его тембром ровно также как работаем с нашим телом: например, в спорт-зале или на занятиях йогой.
Нам доступны упражнения, помогающие исправлять тембральные недостатки и контролировать звучание голоса.
Допустим, человек находится в невротическом состоянии. Тембр его голоса скорее всего высокочастотен и при долговременном прослушивании также вызывает некоторую тревогу.
Такому человеку сложно быть убедительным, например, на переговорах, так как на невербальном уровне считывается его тревожное состояние.
В данном случае его тембр нужно сделать менее высокочастотным более мягким и округлым.
Сонастроиться с низким звучанием и немного «заземлиться» поможет практика звучания на звукосочетание «ГАМ», где Г — это южнорусский шумный аналог русского Г. На нем гортань опускается вниз, создавая больший объем для резонирования низких и средних частот. Выполняя это упражнение, необходимо следить за тем, чтобы челюсть не была зажата: на звуке М рекомендуется сомкнуть только губы, но не зажимать саму челюсть. Как только вы почувствуете, что воздух заканчивается, возьмите вдох (желательно животом) и продолжите звучание до следующего желания вдохнуть.
Выполнять эту звуковую практику следует в течение 3-5 минут в день.
В случае, когда в тембре недостает, наоборот, высоких частот (в мире вокальных тренеров этот спектр тембра называется высокой певческой формантой) — голос кажется нам невыразительным, тихим, иногда слишком «грузным».
На помощь приходят упражнения на назализацию, сужение выхода из гортани и проработку высокочастотных гласных звуков, например, «и» и «е».
Попробуйте произнести заднеязычный носовой звук Н с открытым ртом (характерный для английского произношения). В данном случае язык полностью закроет выход для звука изо рта и вы почувствуете как резонируют носовые пазухи.
«ПоНычите» до появления желания сделать вдох (также животом). Продолжайте такой подзвученный дыхательный цикл в течение 3-х минут. Далее к звуку «Н» добавляем сочетание «ГЕ». И так же, с открытым ртом, выдыхаем на «НГЕ». Этот звуковой дыхательный цикл выполняем в течение одной минуты. Продолжаем практику на звукосочетание «НГИ» также в течение одной минуты.
Девушкам высокие частоты помогают добавить в свое ощущение, поведение и даже внешность легкости и женственности. В моей практике неоднократно девочки расцветали после подобных голосовых трансформаций. Так одна ученица сменила мрачный готический образ на яркий, а другая из настоящей пацанки превратилась в леди.
Тембр голоса можно искусно видоизменять в зависимости от поставленной задачи. Например, актеры это часто делают. Такой навык сильно пригодится также тем, кто выступает на публике.
Часто задачу «понравиться» мы решаем за счет внешнего вида — так можно обозначить статус, настроение или подчеркнуть характер.
Пытаясь скрыть страх и неуверенность, мы можем контролировать походку и жесты, но не всегда задумываемся, что именно тембр и речь на подсознательном уровне с «потрохами» выдают наше состояние собеседнику.
Даже если мы продержимся некоторые время на усилиях воли, в какой-то неожиданный момент спонтанная эмоциональная голосовая реакция будет тут же обнаружена на слух.
С помощью звуковых вибраций можно влиять не только на свое эмоциональное состояние, но и на свое тело, свой организм. Звук влияет на жидкость (а мы, как известно, из нее состоим) ткани, кости. Мы пульсируем, потому что сердце пульсирует, и, конечно, звуковые вибрации будут влиять и на это.
Ваш голосовой тренер Татьяна Шурупова.