Мой образ - мой инструмент
Мы знаем о таком понятии, как профессиональные компетенции инструктора йоги: знания, умения и навыки. Весь список может составить несколько десятков пунктов, например: знания по философии, анатомии, биомеханике, травмобезопасность, отстройка, принципы построения последовательностей – и это далеко не все. На преподавателей йоги мы учимся долгие месяцы – штудируем первоисточники, сдаем зачеты, пишем рефераты, плохо спим перед экзаменом (а может, и вовсе не спим). И получаем долгожданный и заслуженный сертификат, подтверждающий наше законное право на преподавание йоги.
Но большая несправедливость заключается в том, что у инструктора (как и у любого профессионала в своем деле) может не быть возможности продемонстрировать свою полученную высокую квалификацию… Потому что все начинается с первого впечатления. И этим может закончиться. Но несправедливость ли это?
Первое впечатление начинается с нашей самопрезентации, и в первую очередь с внешнего вида. Внешний вид – это тоже инструмент преподавания, и результат его воздействия, как и любого другого инструмента, зависит от того, насколько умело им пользоваться. Его отличительная особенность в том, что он начинает действовать еще до того, как мы произнесем первые слова, и имеет прямое отношение к тому, захотят ли нас слушать. Другими словами, если визуальный образ инструктора не отвечает ожиданиям другой стороны, то его высокая техническая квалификация может оказаться невостребованной.
«Да» и «Нет» во внешнем образе – большая тема (больше, чем многим кажется). Есть очевидные правила – например, чистота и гигиена, – где комментарии не требуются. А есть нюансы, которые могут показаться неважными или даже не прийти в голову. Но как раз они и могут повлиять на восприятие другой стороны.
И вот некоторые из них:
• Умеренное облегание (для Хатха-йоги). «Слишком обтягивающая одежда выглядит дешево и подозрительно» – с этим трудно не согласиться. Одежда должна быть точно по размеру, не больше (чтобы не делала нас бесформенными) и не меньше (эта неловкая попытка выглядеть стройнее приведет к обратному результату).
• Принты и слоганы должны соответствовать вашему статусу преподавателя (надпись «Я люблю йогу» не содержит ничего предосудительного, но и к нашей репутации вряд ли что добавит).
• Качество материала – и это не обязательно должен быть только хлопок (если только это не вопрос индивидуальной переносимости). Одежда не должна выглядеть выцветшей, помятой, заношенной, не должна «провисать» и протираться на коленях, содержать видимые дефекты пошива.
• Гармония цветов и рисунков. Конечно, несочетаемость цветов (например, синий с коричневым) не является грубой ошибкой, но может оказывать влияние на восприятие на подсознательном уровне. То же относится к комбинации «полосок» и «елочек»
• Надежность. Одежда не должна требовать постоянного контроля, независимо от интенсивности движений.
• Степень «открытости». «Конечно, чем меньше на нас одежды, тем нам комфортнее. Но тем меньше и наше влияние на других людей». Комментарии излишни, правда?
• Длина волос: волосы ниже плеч необходимо собирать, но не в сложную прическу, которая грозит развалиться при любом повороте головы.
• Украшения. Полного запрета нет, но если украшения имеют место, то должны быть оправданы, сочетаться с образом и в умеренном количестве. Стремление к самовыражению не должно превалировать над главной задачей – обучением.
• Ароматы: ОЧЕНЬ тонкие возможны (как и у врачей), но здесь важно такое же «тонкое» чувство меры. При любых сомнениях самым правильным будет отказаться от них совсем.
Как минимум, на нас должно быть приятно смотреть. Как максимум, наш внешний вид должен работать на эффективность практики учеников, передавать им правильные сигналы. Часто при прочих равных именно детали и нюансы могут оказаться главным критерием для принятия решения. Восприятие сильнее реальности.
Достойный внешний вид – это не его стоимость, не погоня за брендами и не «лучше всех». Это безупречный вкус, чувство меры и уместность. Выглядеть достойно означает в соответствии с задачами, обстоятельствами и уровнем ответственности. Особенно когда речь идет о профессии преподавателя.