Принципы йоги Нины Мироновой.

Принципы йоги Нины Мироновой.

Нина Миронова — мастер йоги, специализируется на направлениях йогатерапия, йога долголетия. Сейчас Нина преподает в студии HAND.

74 года, кандидат социологических наук, сертифицированный преподаватель разных направлений йоги, мама трёх взрослых детей и бабушка 14-ти внуков, героиня проекта Владимира Яковлева возраст счастья. Раджа-йогу начала изучать с 2006 года, хатха йогу с 2009-го, преподавать с 2011-го. И за эти 17 лет у неё появился авторский стиль сочетания раджа и хатха, а также йогатерапии.

Первая часть беседы от Нины Мироновой.

Какая система йоги наиболее эффективная.

Систематизация йоги создана в древние времени мудрецом Патанджали в виде очень лаконичных сутр (стихов, фраз). Лучше этой системы никто ничего не придумал. Эти йога-сутры занимают несколько страниц и считается, что писались они специально в виде коротких тезисов для тех, кто уже хорошо изучил эту науку о человеке и Вселенной через практику и просто нуждается в напоминании. И действительно новичкам в йоге трудно уловить смысл этого древнего писания. Поэтому не удивительно, что существует огромное число многостраничных комментариев к сутрам самых разных авторов, в том числе, признанных учителей йоги (например, Б.К.С. Айенгар или Эккирала Кришмачарья, он же Мастер Е.К.).

Так что просветленный Патанджали предложил наиболее эффективную систему йоги. Она состоит из 8 элементов или ступеней.

Две из них — Яма и Нияма — содержат заповеди и принципы гармоничной жизни, третья ступень — асаны (статические и динамические физические упражнения), четвёртая — пранямы (способы регуливания дыхания и жизненной силы или праны).

Еще 4 ступени называются пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи, когда, находясь неподвижно, учимся воздействовать через ум (сознание) на нашу психическую, ментальную, эмоциональную и духовную сферу. Это является по сути раджа-йогой.

К сожалению, часто в йога студиях, а особенно в фитнесс центрах, йога сводится лишь в выполнению асан. А это, как видите, всего лишь восьмая часть огромной и целостной системы классической йоги. Причем каждая часть является сама по себе отдельной научной дисциплиной, требующей освоения прежде всего через практику и лучше с учителем.

И здесь надо упомянуть еще о двух понятиях из сутр Патанджали. Они реже обсуждаются, но являются наиболее важными из элементов эффективной системы йоги.

Это абхъяса — постоянное усилие, самодисциплина, ведущая к хорошим привычкам и вайрагья — непривязанность, отсутствие зависимости от преходящих объектов внешнего мира («рагья» на санскрите — это страсть, порабощение себя, а приставка «вай» означает «без» или «в противодействии к»).

Абхъяса и вайрагья — эффективные способы, благодаря которым мы можем постепенно привести наш беспокойный ум к миру и покою. А без этого нельзя считать, что мы достигли или хотя бы вкусили на время состояние САТ-ЧИТ-АНАНДЫ — бытиё-сознание-блаженство. Такое йогическое состояние сознания позволяет ощутить божественное присутствие внутри и вокруг себя — в каждом листике, камешке, а также в животном и человеческом царстве.

За тысячелетия существования йоги как целостной системы, помогающей жить в радости и гармонии, возникли различные направления, пути и виды йоги. В каждом из них можно обнаружть те или иные элементы из системы Патанджали, проявленные с разной степенью воздействия на практикующего:

  • иногда больше воздействий на физическую структуру человека (например, аштанга виньяса),

  • иногда на энергетическую (кундалини йога),

  • иногда на состояние ума-сознания (например, крийя йога мастера Имрама, а также вся цепочка (парампара) Йогананды).

    По этой классификации чаще всего выделяют 4 вида:
  • карма или йога действия;

  • бхакти или йога преданности учителю/богу;

  • джняна или йога знания и мудрости;

  • раджа или наука управления своим сознанием.

  • Еще четырьмя видами считаются: хатха, тантра, лайя и мантра. Но это всего лишь 8 разных путей на одну и ту же вершину, с которой открывается возможность воспринимать себя и мир вокруг как проявление единого целого и неделимого космического сознания.

Так что я не вижу особого практического смысла в такой классификации, а может она устарела. К тому же эти 8 путей имеют не только отличия, но и общие черты, а по факту происходит смешение, например, бхакти йог занимается мантра йогой, включая рецитацию мантр и вед в свои ритуалы поклонения. При этом преподаватели часто соединяют несколько направлений в одну практику и дополняют классы еще своими авторскими стилями и предпочтениями. Таким образом, невозможно даже подсчитать различные виды, стили и направления в современной йоге.

С моей точки зрения, достаточно выделить 2 больших направления:

• Хатха-йогу, когда основное усилие направлено на нашу плотную физическую структуру, но под его воздействием, как это неудивительно, постепенно меняет состояние нашего ума (сознания);

• Раджа-йогу, когда основной акцент направлен на наши тонкие структуры — энергетику, психику, нервную систему и духовный мир, но при этом трансформируется и физическая структура.

Получается, что без хатхи нет раджи, а без раджи — хатхи. Оба направления дополняют друг друга и составляют истинную йогу, как я говорю. Именно её я практикую сама и преподаю.

И когда меня спрашивают, «почему так много этих йог», отвечаю, что истинная йога одна, но состоит обязательно из 8 ступеней согласно древнему тексту Патанджали. А вот разных направлений, видов и путей действительно очень много. Из них можно выбрать такой стиль, направление и вид практики, который наиболее полно позволит реализовать те задачи и цели, ради которых мы воплотились именно в данном теле.

Йога как образ жизни — что это значит?

Ну это значит жить, стараясь придерживаться, прежде всего, этических принципов по отношению к обществу, к миру. Эти принципы изложены в йога сутрах Патанджали и состоят из пяти разделов Ямы:

• ненасилие, непричение вреда (ахимса);

• правдивость, честность, благожелательность (сатья);

• нестяжение, отказ от того, что не принадлежит, включая чужие мысли, блага природы (астейя);

• воздержание, контроль над неразумными желаниями (брахмачарья);

• «не цепляние за всё вокруг», нестяжательство, том числе, свобода от духовного стяжательства, щедрость (апариграха).

Сложно или просто жить согласно этим принципам? Мне бывает порой очень сложно. Но хотя бы отследить, что нарушаю принципы ямы, уже хорошо, по-моему. Ну, а если бы большинство представителей рода человеческого придерживались этих принципов, наверное, настал бы рай на планете.

А вот следование пяти заветам Ниямы по выстраиванию отношений с самой собой мне сейчас уже легко:

• чистота тела и мыслей, благородная речь (шауча);

• удовлетворённость тем, что умею и имею (сантоша);

• усердие в достижении цели (тапас);

• самопознание (свадхьяя);

• посвящение своих действий и результатов Всевышнему (Ишвара-пранидхана).

Йога сутры и Бхагават Гита содержат конкретные рекомендации, как применять йогу в повседневной жизни. Не зря они издаются и переиздаются. Можно читать их и перечитывать многократно, но ведь и практика самой жизни — уже, по моему, йога! Родились, дышим — йогический процесс начался.

Заинтересовались с возрастом вопросами здоровья? Йога, а точнее, йогатерапия и аюрведа — в помощь! А если мы задались вопросом «Кто мы? Зачем пришли в этот мир?», то мы точно уже встали в жизни на путь йоги.

Вопрос питания встроен в этот же базис йогического поведения и сознания. Если оно достигнуто, то нам достаточно понаблюдать и прислушаться к себе: что есть?, что не есть?, когда?, сколько и т. д. Ключ йогичекого питания — сатвичная умеренная диета (митахара), учитывающая законы природы, сезон, климат и свою индивидульную конституцию.

И вот что интересно. Сначала мы занимаемся йогой, а потом она занимается нами. Потому что уже просто невозможно не сделать утром, лежа в постели с закрытыми глазами, тибетскую гормональную йогу. Я называю это «впустить жизнь в тело».

Почистить язык и зубы, покорчить рожи перед зеркалом и высунуть язык. Разве это не йога? Знаете как это благотворно действует на головной мозг! Утренняя медитация энергенезирует и магнетизирует каждую клеточку, молекулу, атом нашего организма.

Нина Миронова 4.jpeg

Йога — особая наука, не академическая, её возможно применить в каждый миг жизни, например, стоя на эскалаторе, принять позу горы (тадасану). Йогические асаны воздействуют, причем всегда комплексно, на все органы и системы, особенно на мышцы, связки и суставы. Йога в целом развивает физическое тело, делает его «приятным и удобным», даёт развитие нашего сознания, разума, интуитивного интеллекта, а самое главное — учит разумно выстраивать отношения с близкими. Она готовит нас к осознанному выходу из телесной оболочки. Йогические асаны, пранаямы и медитации не нужны сами по себе, если не применять полученный на ковриках навык в жизни. В конце концов, кто такой йог? Нога за голову? Или свет в глазах?

Как научиться любить и сохранить этот навык в повседневной жизни, что бы ни произошло?

Ответ на этот вопрос для меня очевиден — начать заниматься истинной йогой, а не фитнесом и физкультурой. Путь такой йоги предполагает практикование божественного присутствия внутри себя и внутри каждого существа, изложенного в ответе на следующий вопрос.

Существует ли личный внутренний духовный учитель?

Наверное существует. И для него можно найти много разных названий и понятий — «высшее Я», «изначальная истина», «божественная суть», «интуиция», «интуитивный интеллект», «Я ЕСМЬ» или просто «Бог».

Вся Бхагават Гита посвящена доказательству того, что Бог пребывает в каждом живом существе. Чтобы это почувствовать и существуют техники йоги, связанные с нашей способностью наблюдать, осознавать, направлять внимание внутрь нашей телесной оболочки и вовне неё вплоть до безграничного космоса.

На своих классах часто повторяю: «Там, где наше внимание (оно же — ум, сознание), там наша энергия, жизненная сила, прана, а фактически сам Творец. Это закон Природы!». Для меня этот закон не требует доказательства, потому что сотни раз я его чувствовала на себе и во время практики, и в повседневности. Но достичь мастерства для такого чувствования постоянно пока не получается.

Вот мастер крийя-йоги Имрам на своих всемирных медитациях, записи которых я регулярно включаю в ютюбе, неустанно повторяет, что внутри нас есть все знания и навыки, их нужно просто распаковать. Для этого он предлагает, например, такие технологии: «Всегда чувствуйте, что только сам Творец внутри нас действует, дышит, живет, творит, думает, говорит, мечтает. Осознайте свою безмятежность. Осознайте своё состояние Я ЕСМЬ. Со всех сторон энергия обволакивает, защищает, сохраняет, создаёт вибрации высокой частоты».

Как осознать принцип Я ЕСМЬ? Тем, что все мои ощущения — это Его святое присутствие. Его проявление силы, мудрости, божественного покоя. Все изменения в моем теле и уме — это результат Его присутствия.

Фото: студия йоги и коворкинга HAND

Читайте также