Агнисара дхаути
Содержание статьи
Об одной из наиболее популярных очищающих техник в йоге (шаткарм) рассказывает Каруна Рам – создатель собственного метода Атмарама-Йога, практик с 29-летним опытом регулярной практики, на протяжении 15 лет перенимал опыт в Индии, более 15 лет преподает йогу на Бали, в Индии, Таиланде и России.
Агнисара дхаути – одно из самых ярких украшений в ожерелье йогина. Ее пользу и явно выраженный эффект может ощутить любой начинающий.
В переводе с санскрита агни — огонь, дхаути — очищение. Эта техника входит в шаткармы как одна из шести очищающих практик и эффективно применяется в практиках, подготавливающих к пранаяме и последовательности асан. Многие используют эту технику в рамках йогатерапии, направленной на лечение определенных участков тела.
Она настолько многогранна, что ее можно использовать и как очищение от паразитов, и для согревания в зимнем лесу, активируя внутренний огонь в клеточное тепло.
В классическом тексте хатха-йоги «Гхеранда-самхита» говорится:
«Тесно прижми узел пупа к позвоночнику (втягивая живот) 100 раз. Это – Агнисара Дхаути, которая приносит йогину успех в йоге, устраняет болезни желудка и усиливает огонь пищеварения» (п.1.20).
«Эту Дхаути нужно сохранять в тайне – её трудно достичь даже богам. Но выполнением её достигается сияющее божественное тело» («Гхеранда-самхита», п.1.21).
Техника выполнения
Эта практика выполняется на задержке дыхания после выдоха так же, как и в Уддияна бандхе – втягивать расслабленные мышцы живота. Разница состоит в режиме выполнения: уддияна бандхи – статический, агнисара – динамический.
Выдохнув, сохраняя задержку, создаётся вакуум в брюшной полости – бахир-кумбхака, ребра расширяются в стороны и втягивается диафрагма. Потом на задержке начинается движение стенки живота вперед-назад (количество повторений и элементы техники вы можете увидеть в ключах на видео). Динамика происходит в основном в районе пупка, там, где центр атмосферного давления в нашем теле (Самана). Так как мы это делаем на задержке после выдоха, в области внутренних органов из-за движения стенки живота происходит усиленное кровообращение, которое равномерно распределяется по всем и тканям. Задержка на выдохе приводит к быстрому накоплению углекислого газа, который способствует расширению артерий и улучшению кровотока в отдалённых капиллярах.
В грудной и брюшной частях тела появляется отрицательное давление, которое способствует движению венозной крови назад к сердцу и в легкие. Эта гемодинамика обогащенной крови по раскрытым капиллярам благоприятно сказывается на газообмене внутри органов и мышц в целом. Одновременно с этим происходит лимфатический отток из органов брюшной полости и пробуждение пищеварительной системы. Печень, поджелудочная железа, селезенка, желчный пузырь начинают расцветать. От этой регулярной висцеральной стимуляции в течение двух месяцев многие замечают, что меняется цвет лица и кожи.
Внутри эритроцита находится гемоглобин, который содержит двухвалентный атом железа и связывает кислород, придавая эритроцитам красный цвет. Он является транспортным средством для доставки кислорода в ткани.Эффективно сделанная Бхастрика раскрывает жизненный объём легких, активируя большую часть альвеол. И на этот огромный объём необходимо большое количество эритроцитов, которые подобно курьерам будут доставлять без задержки «посылки» кислорода в клетки тканей — это как для увеличения добычи сырья необходимы вагоны, перевозящие уголь.
Так как мы это делаем на задержке после выдоха, появляется клеточное тепло. Например, когда мы сжигаем уголь, нефть, газ или дерево, внутри этих материалов углерод и водород вступают в химическое соединение с кислородом. В науке это называется окислением, в начале которого происходит потеря окисляющимся веществом электрона или атома водорода (с электроном) и присоединение их к молекуле кислорода с образованием отрицательно заряженного иона О2. Это приводит к выделению тепловой энергии. Если реакция происходит быстро, то кроме тепла появляется еще и пламя.В теле эта реакция контролируется, и при спокойном дыхании протекает очень плавно, выделяя тепло постепенно, а при агнисара дхаути межклеточный метаболизм возрастает до жары - САРА АГНИ, сути огня («Сара» означает суть, «Агни» - огонь). Главным источником этого тепла являются митохондрии, присутствующие во всех клетках тела. Они расщепляют глюкозу и другие питательные вещества. Половина высвобожденной ими энергии превращается в молекулы АТФ, остальные выходят из митохондрий в виде тепла.
Исторические примеры использования Агнисара Дхаути
В Тибете есть популярное направление - Йога туммо, или Чандали-Йога, йога внутреннего огня, которая от основоположника одной из четырех школ тибетского буддизма Махасиддхи Тилопы перешла к его ученику Наропе. Учитель Буддизма Миларепа тоже практиковал туммо, когда произошел снежный обвал и завалил вход в его пещеру. Миларепа с помощью этой практики смог прожить в холоде до наступления весны.
Наш соотечественник Порфирий Иванов часто использовал эту практику. В 1942 году в село, где он жил вместе с семьей, пришли немцы. Порфирий не спрятался в подвале, он продолжал ходить босяком по снегу. Немцы катали его на мотоцикле в сильный мороз, закапывали в сугроб, запирали в конюшне на ночь. Но ничего не брало целителя: его тело было всё красное, и от него валил пар. После этого появилась охранная грамота от Паулюса, в которой было написано, что Порфирий Иванов представляет интерес для науки, и что его нельзя обижать.
В высокогорных районах, таких как Гималаи, на высоте 3000-4000 метров над уровнем моря это одна из важнейших практик для выживания. Также в некоторых монастырях, чтобы монах стал ламой, он должен помимо демонстрации своих знаний высушить две мокрых простыни на морозе при -20, сидя на снегу, используя практику Туммо.
Эффект от Агнисара Дхаути
В йоге агнисара несет более терапевтический характер, очищающий и подготавливающий, когда как в тибетском подходе это длительная брюшная манипуляция, которая осуществляет мощную висцеральную стимуляцию с подключением визуализации элемента огня.
Миларепа говорил о туммо:
Уравновесь колебания красного и белого
В пупочном центре,
И ум озарится постижением,
Переживая тепло как блаженство…
К чему мне благородный шёлк
И тонкая, мягкая шерсть?
Наилучшая одежда —
Согревающий огонь блаженства туммо…
Регулярная агнисара крийя:
- увеличивает кровообращение внутренних органов и тканей;
- стимулирует выход резервных эритроцитов из печени, повышая кислородную ёмкость крови;
- тонизирует органы брюшной полости, усиливая пищеварительный огонь;
- препятствует появлению несварения, газов, запоров, кислотности
- укрепляет диафрагму, увеличивая диапазон ее движения;
- укрепляет межреберные мышцы вдоха;
- является подготовкой для Наули Крии, Капалабхати и Бхастрики.
Лучшее время для практики
В нашем теле есть цикличность терморегуляции для сохранения гомеостаза, которая управляется гипоталамусом. В течение дня также меняется температура в окружающей среде. Важно привести в равновесие внешнюю температуру среды с внутренней тела. Если в дневное время вы начинаете усиливать внутренний огонь, когда активны органы пищеварения или жаркий климат, есть вероятность перегревания и расстройства пищеварительной системы. В жаркое время года после выполнения Агнисара дхаути или если вы делаете более ста циклов для равновесия следует сделать компенсацию Ситали или Ситкари – пранаямы, охлаждающие организм.
Самое благоприятное время для пробуждения и практики агнисара дхаути - 05:00-06:00, так как это хорошо синхронизируется с активностью толстого кишечника в это время суток.
С 07:00 до 09:00 начинается время желудка, поэтому лучше заканчивать йогу до 08:00-08:30. Учитывая, что агнисару вы сделали в 06:00-07:00, это будет плавно подводить вас к завтраку, не нарушая суточные биоритмы.
Дневное время (11:00-15:00), когда возрастает температура и активны другие органы, практика будет неблагоприятна — это ускорит метаболизм, нарушая внутренний биоритм.
После 15:00 и до 18:00 также можно делать, готовя тело к асане или пранаяме при условии, что желудок не наполнен пищей и прошло достаточно времени после обеда.
Противопоказания к агнисара дхаути крийи:
- очистительные дни у женщин;
- беременность и два месяца после неё;
- сердечно-сосудистые заболевания по гипертоническому типу,
- перенесённый инфаркт;
- нарушения нормального функционирования сердца;
- болезни желудка в периоды обострения;
- язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки;
- год после операций на брюшную полость;
- инфекционные заболевания с высокой температурой и диареей;
- любые злокачественные опухоли и инфекционные заболевания брюшной полости и малого таза.
Количество повторений
Продолжение каждого цикла индивидуально и зависит от возможности задержки дыхания. Важно не перенапрягаться и не создавать одышку, равномерно загружать количеством движений мышцы живота на каждой задержке. Наш индикатор – чувство комфорта. Можно начать с двадцати раз на каждой задержке на время Удьяны. Трех таких циклов вполне достаточно для начала. Постепенно вы дойдете до 100 и больше движений живота за 1 подход, на комфортной задержке. Вы можете отдыхать между подходами, если чувствуете кислородную задолженность. Если после выполнения задержки не хватает сил сделать довыдох и спокойный вдох, а происходит резкий самопроизвольный вдох, то время задержки нужно уменьшить. На первых этапах освоения можно делать больше подходов с меньшим количеством повторений и плавно углублять амплитуды движения.
Практикующие в прошлом бережно передавали и практиковали эти знания от сердца к сердцу.
कमबुषिक् ममदुं गोप्ुं घिशोिनकारकम् । पिचचत्रगतुणसन्धायय िूज्यते योमगितुङ्गिमै: ।२३।
karmaṣaṭkamidaṁ gōpyaṁ ghaṭaśōdhanakārakam | vicitraguṇasandhāyi pūjyatē yōgipuṅgavaiḥ ||23||
При правильном качественном, системном исполнении практика дает значительное повышение энергии, поэтому практиковать ее нужно вкупе с добросовестным выполнением первых двух ступеней ямы и ниямы. Приносящие разнообразные удивительные результаты шаткармы находятся в большом почете у великих йогинов.
Автор: Каруна Рам – создатель собственного метода Атмарама-Йога, практик с 29-летним опытом регулярной практики, на протяжении 15 лет перенимал опыт в Индии, более 15 лет преподает йогу на Бали, в Индии, Таиланде и России.
Фото: личный архив автора