Разбираем, как заниматься йогой, чтоб научиться осознавать своё психическое тело

Психическое тело. Основы здоровья

Древняя наука йоги раскрывает нам знание о том, что помимо физического (грубого материального) тела, у человека есть ещё психическое (тонкое материальное) тело. И более того, психическое тело человека первично по отношению к физическому. Подобно тому как одежда принимает форму физического тела, так и физическое тело повторяет тонкое, поэтому корни всех проблем, препятствий, болезней копятся именно здесь.

Тонкое тело человека включает в себя 3 структуры.

  • ум (мысли, эмоции, желания),
  • разум (различение, размышление, целеполагание, воля),
  • ложное эго (самоотождествление личности, концепции «Я», «мне», «моё»).

Как же нам заниматься йогой, чтоб научиться осознавать своё психическое тело, уметь замечать движения своих мыслей, эмоций, исправлять искажения в структурах ума и разума, уходить от ложных концепций «я» и раскрывать свою истинную природу? 

Работа с психическим телом

Прежде всего, нужно начать с дыхания. Недаром ступень йоги, следующая за асанами, является пранаямой. Ведь именно дыхание – это мостик, ведущий нас в царство наших мыслей и эмоций. 

-X2ngyoJShA.jpg

Дыхательные упражнения для психического тела 

а) Дыхание в «позиции наблюдателя»

Мы начинаем дышать естественным спокойным дыханием, заняв позицию наблюдателя, просто чувствуя, как воздух входит в тело на вдохе и как выходит на выдохе. Само наблюдение уже успокаивает волны ума и эмоций, выводя нас из-под их власти.

б) Дыхание «Инь-ян»

Далее мы начинаем осознавать, что упрощенно процесс дыхания состоит из 2-х половинок: вдоха и выдоха. И, постоянно сменяя друг друга, они и дают нам жизнь. Такое дыхание успокаивает нервную систему и подготавливает нас к работе с умом, все негативные тенденции в котором связаны с уходом в крайности мышления «люблю-не люблю», «хорошо-плохо» и др. Но когда через балансировку дыхания ум начинает выходить из-под влияния крайностей, то человек даже неосознанно начинает соединять противоположности, обретает спокойствие и уравновешенность.

в) Поочередное дыхание через левую и правую ноздрю

Нади Шодхана пранаяма позволяет ещё больше замедлить дыхание, тем самым увеличив внимательность над колебаниями ума, а также очистить тонкие каналы нади, по которым течёт психическая энергия.

Пратьяхара (5 ступень йоги) – подготовка к осознанию ума

И когда ум вышел из состояния крайностей, сбалансировался, мы переходим к 5 ступени йоги (отвлечение органов чувств от объектов чувств), из-за недостаточного понимания и проработки которой у нас и возникают проблемы с управлением умом в медитации.

И для хорошего понимания этой важной ступени мы можем использовать вариацию позы Черепахи, которая является хорошим олицетворением этой пятой ступени йоги.

11.jpg

Как черепаха стягивает своё тело в панцирь, так и мы в позе связываем органы действия (руки и ноги) и стягиваем органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) внутрь ума. Ведь почему наш ум так неустойчив и бесконтролен? Так как через органы чувств он постоянно взаимодействует с внешним миром, получая каждый день массы информации и впечатлений, которые рассеивают его энергию, делая беспокойным и подверженным стрессам и тревогам.

Когда мы стянули органы чувств в ум и связали органы действия во внешнем мире, вот тогда мы можем направить свой взор от внешнего мира на внутренний и столкнутся с реальностью нашего ума.

Находясь в позе, мы снова входим в позицию наблюдателя и со стороны пытаемся рассмотреть поток наших мыслей, вокруг чего они вертятся, к каким эмоциям приводят, по каких «бороздкам» наши мысли и эмоции привыкли гулять.

Уделяя достаточное время этой практике, вы заметите деструктивные шаблонные накатанные рельсы ума, по которым гуляют наши мысли и эмоции, и тогда в силу может вступать уже разум.

Hlu2tBoE-DU.jpg

Усиление разума

Разум подобен светильнику истины, который способен через различение правильного от неправильного, через рассуждение и волевой импульс перестроить деструктивные рельсы ума, направить поток мыслей в более жизнеспособное русло.

А для того, чтобы разум стал сильным, способным отличать истинное от ложного, нам нужно знание о том, что действительно способно привести нас к счастью, то знание, благодаря которому мы поймём для чего дана человеческая жизнь. Ведь если изначально цель и направленность жизни определена неправильно, то накопление проблем ума и тела – это вопрос уже времени.

E2O_gX5JYOM.jpg

Работа с Ложным эго

И беспристрастно рассмотрев свой ум без прикрас, и благодаря разуму, сравнив его привычное мышление и эмоции со знанием, у нас неизбежно произойдёт столкновение с нашей концепцией себя, с самой тонкой структурой психического тела – ложным эго.

Ложное эго – это процесс самоотождествления, в ходе которого мы ассоциируем свою внутреннюю сущность с теми или иными внешними качествами, объектами (чувство собственности) и чувством принадлежности чему-то (страна, нация, религия). Эти концепции «я», «мне» и «моё», основанные на сращивании понимания себя с временным телом и переменчивым умом, обычно и являются коренной причиной страданий.

Ложное эго необходимо для социальной жизни, позволяет нам отличать себя от других, развиваться личностно и социально, но является сильной преградой для духовной жизни, так как не является нашим истинным – вечным «Я».

eRz63DfeeuU.jpg

И именно выход на уровень истинного «Я», на уровень понимания себя как души, знаменует начало истинной духовной жизни человека. Не зря в аюрведе (древней индийской медицине) есть выражение: «Выход на уровень души считается основой всякого врачевания». И вся работа с психическим телом имеет целью выйти за его пределы, отбросить путы сращивания себя с ложными концепциями. А для этого нужно очень хорошо осознать, прочувствовать и понять особенности своего психического тела, так же как мы познавали своё тело в асанах. Это кропотливый, но очень благодарный труд, так как в Ведах говорится, что вся судьба человека, вся его карма находится в уме. И владеющий своим умом, владеет своей судьбой.