О доверии миру
Тема доверия для меня долгие годы была абсолютно недостижимой: я из тех людей, кто контролирует абсолютно все и всех. Правда, мне повезло: жизнь упорно не поддавалась, и я не успела влипнуть в иллюзию, что этот контроль приносит хоть какие-то результаты, кроме дикой усталости и разочарования. В какой-то момент я была обесточена всем этим настолько, что решила попробовать иначе. Терять мне нечего, я всегда могу вернуться к старому способу жизни, успокаивала я себя.
Это был самый неподходящий для экспериментов момент. Я только что уехала жить в другую страну – без денег, мужа, недвижимости, работы, заначек, языков. Мне там понравилось: это было место, где я чувствовала себя очень наполненной и спокойной, и я решила, что попробую остаться. Естественно, мне нужно было где-то жить, что-то есть, как-то решать визовые и прочие вопросы. Но я твердо решила, что больше ничего «отжимать» у мироздания не буду. Я буду делать то, что меня греет – вести консультации, если получится – семинары, может быть что-то писать, помогать, где я нужна, и делать все это только за добровольные пожертвования.
С тех пор прошло 8 лет.
Поначалу мне не верят. В этом мире, говорят, так жить нельзя, из разряда – не бывает. Мир, говорят, устроен по-другому. Невозможно же ничего в своей жизни не планировать и никогда не знать, например, где ты сегодня ночуешь, не иметь своего угла, медстраховки, приличного гардероба, зарплаты и гарантий на «черный день». Не знать, в какую точку земного шара тебя потянет завтра. Вдруг ты заболеешь? Вдруг тебя никто не примет у себя? И люди же, они такие – им ничего нельзя отдавать просто так, они же будут тебя использовать!
Жизнь шуршит себе потихоньку и явственно доказывает обратное. За 43 года жизни я работала в офисе 26 месяцев. Это когда у меня было рабочее место, график и гарантированная зарплата. Все это было сразу после института, я тогда успела сменить 3 или 4 этих самых офиса прежде, чем поняла, что я там и умру.
Нет, я не шучу. Я очень хорошо помню одно утро и мою последнюю попытку пожить «нормальной» жизнью. Это было почти полгода как я занимала «серьезный» пост в «очень серьезной» компании. В ту самую февральскую рань, выходя из-под заснеженного козырька метро и встраиваясь в змеящийся поток замерзших фигур, я вдруг отчетливо поняла: в принципе, можно уже и умирать. Продолжать это дальше смысла нет. Еще 10-20-30-40 таких лет ничего не изменят.
Вот тут я действительно испугалась. По жизни я последний человек в очередь на суицид, да и тогда не собиралась. Но сколько я знаю таких случаев, когда человек лишается смысла дальше жить, и как быстро его отключают из этой ненужной ему больше реальности...
Больше я не хожу в офисы. И работать не хожу. Кто бы и что мне ни говорил. Как у всех обычных людей, у меня есть какие-то материальные ресурсы, но даже не будь их вовсе, принципиально это ничего бы не изменило. Я живу на то, чем благодарят меня за мою помощь люди. Теперь это моя жизненная позиция.
Хорошая новость в том, что страшно только первый год. Когда твой сумасшедший ум постоянно генерит одну и ту же жвачку: а если не придут деньги? А что если? И как же тогда?
От этого персонального психоза есть три проверенных средства:
1. Искренняя вера в то, что тебя ведут, о тебе заботятся, мир изобилен и ресурсов хватит на всех, их не нужно «выгрызать» ни у кого. Даже если ты сам категорически не понимаешь из своей нынешней точки, как оно может сложиться. Освоиться в этом потоке неопределенности, научиться в нем плыть, оставив попытки контролировать внешний мир. Ум хочет все время конкретики, ты ж ему подавай планов и гарантий! Вот он, бедняжка, намучился-то со мной… Потом привык.
2. Умение просить людей о помощи. Вот где меня поломало-то! Язык не поворачивался! Моя гордыня скорее позволила бы мне умереть, чем показаться слабой. Но жизнь — отличный учитель. Пару-тройку «аховых» ситуаций, когда уже не до выпендрежа, и ты вдруг совершенно ошеломленно замечаешь, что у тебя ВСЕГДА есть ВСЕ, что нужно! Люди вокруг — это и есть твоя «подушка безопасности».
3. Желание служить людям, отдавая все, что ты можешь отдать, все, что у тебя хорошо получается (фактически — реализовывать то, ради чего тебя привели в этот мир).
Казалось бы: это же и есть работа! Я делаю то, что умею, мне платят деньги. Но загвоздка здесь в том, что эта система правильно работает только в одном случае: если я готов делать бескорыстно (т. е. не привязана к результату и мне все равно, получу я что-то взамен или нет). Это возможно только если ты реализуешь действительно предназначение (делаешь то, чего просто НЕ МОЖЕШЬ НЕ ДЕЛАТЬ, как дышать, например).
Более того: часто так бывает, что служишь ты одни людям, а поддержку получаешь от других. Когда видишь, что мир целостен, в этом тоже нет проблемы.