Хвалить или ругать ребенка?
Очень часто наша деятельность подвергается оценке со стороны окружающих. Эта оценка, положительная или отрицательная, влияет на наше поведение и дальнейшую деятельность.
Положительная оценка — похвала, часто воодушевляет на дальнейшие достижения. Отрицательная оценка — критика, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то соглашается с ней и старается исправить недостатки, а на кого-то критика действует, как красная тряпка на быка.
Мы привыкли к оцениванию с раннего детства. Похвала и порицание — два мощных воспитательных средства. Но какое же из этих воспитательных средств — похвала или наказание, порицание сильнее действуют на ребенка?
Похвала как инструмент одобрения поведения, действий ребенка, является психологическим поглаживанием, неким нематериальным подарком. На самом деле можно заметить, что родители редко пользуются этим замечательным средством воспитания.
[banner]Как-то сложилось, что мы чаще критикуем и ругаем своих детей. Особенно любим пожаловаться на своих чад посторонним людям. Мы получаем необходимое сочувствие, порцию страшилок от других мамочек, а тем временем объекты нашей критики стоят или бегают рядом и все слышат.
В раннем детском возрасте слова мамы являются истиной в последней инстанции. А раз мама говорит, что ребенок плохой, значит, ему просто необходимо поддерживать свою репутацию. Так может быть есть смысл утверждать обратное?
При необходимости, если ситуация этого требовала, вы можете отругать его дома. Но другому человеку можете рассказать о проблемах, только если вы нуждаетесь в его помощи или совете. И в отсутствии ребенка.
Во многих организациях работникам платят часть заработной платы авансом. С похвалой можно использовать тот же подход. Даже если ваш малыш еще не выполнил просьбу, поручение, не доказал делом идеальное поведение в магазине, похвалите его заранее.
Иногда будет правильным похвалить даже не за выполненную работу, а за само намерение ее выполнить.
Она заставляет верить в себя, стараться соответствовать ожиданиям. Зачастую похвалой можно добиться гораздо большего.
Осторожная критика, наказание в случае плохих поступков тоже необходимы. Но несвоевременная, частая критика обесценивает в глазах ребенка все его прошлые достижения и становится препятствием.
Если все-таки возникла необходимость в негативной оценке поступка ребенка, критикуйте поступок, а не его самого. Не «ты плохой», а «ты поступил плохо». Между этими двумя фразами огромная принципиальная разница.
Иногда даже бывает полезно проигнорировать, не заметить какой-то проступок, нарушение поведения и акцентировать свое внимание и внимание ребенка на положительном.
Здесь срабатывает известный принцип позитивного мышления — подобное притягивает к себе подобное. Почаще утверждайте, что ваш ребенок самый умный, старательный, аккуратный, добрый. Верьте в его силы, в его способность быть хорошим, и вы обязательно заметите изменения в лучшую сторону.