Духовные учителя и психология
По следам поста в одной закрытой группе, с разрешения автора, я хочу поразмышлять на тему духовных учителей. Разумеется, что учитель учителю рознь, пост не ищет обидеть кого бы то ни было, не все коту Масленица, что блестит и все прочее. Теперь к сути.
У меня есть одна проблема с духовными учителями, которая заключается в том, что значительная их часть не находится в личной терапии. Учителя несомненно имеют определенные знания и понимания, опираются на определенный свод знаний, часто систематизированных, и какую-то свою духовную-телесную-эмоциональную нишу. Но при этом они напрочь не видят своей субъективности, уязвимости, усталости, гнева, агрессивности (часто пассивной), проекций, проявления автоматических паттернов поведения, и вороха других состояний, которые преследуют любого человека, даже духовно продвинутого. И которые неминуемо (!) поднимаются, когда работаешь с людьми на глубоком уровне. Можно возразить, что духовным дисциплинам тысячи лет и не было долгие века у учителей никакой терапии. Возможно, это правда, но и жизнь раньше была сильно другой. Консультационной психологии и всему вокруг — анализу, психотерапии — около 130 лет. За это время она стала сформировавшейся помогающей профессией – и не просто так к лицензированному психологу, независимо от страны, выдвигается требование быть в личной терапии и супервизии.Почему?
Потому что если ты начнешь слетать с катушек — а в помогающие профессии часто идут люди с не очень хорошо залатанной кукухой, и ваш покорный слуга, разумеется, среди них — в общем, если ты начнешь сползать в подвал душевной Валхаллы — не утащишь за собой своих учеников и клиентов.Для того, чтобы быть духовным учителем без какой-либо помощи извне, надо быть супер- особенным. Человек должен быть невероятно чутким, интеллигентным и, наверное, раненым (чтобы рана вела его по жизни) — мотивация помогать другим тогда будет очень сильной. Но, одновременно с этим, есть большой риск надломиться и сломаться на каком-то этапе. Проблема, что часто учителя-таки считают себя особенными, прям несущими единственную и неповторимую жемчужину знаний. Они могут искренне ощущать себя в образе спасителя, который будут с удовольствием культивировать, потому что это лестно. Хотя тема себя, как спасителя —отдельная для проработке в терапии (спросите меня, откуда я это знаю). Другой вариант учителя без терапии (или супервизии) — это человек, который может оказаться шизофреником. Тогда терапия и супервизия идут напрямую от «бога» или что там еще человеку говорят голоса, и никакая помощь со стороны не нужна. Однако, когда духовное учительство превращается в работу и ежедневный труд, нужен какой-то «босс», хотя бы символический. Какой-то человек, который может посмотреть со стороны на то, что делает человек, не боясь его высокого учительского годами заработанного статуса и сказать: «Вася, ты что!» Услышать такой посыл, осознать это о себе и встрепенуться — очень отрезвляет в работе с людьми. Я общался с духовными учителями, и не могу сказать за всех, лишь за некоторых — их личная жизнь представляла собой что-то такое, от чего страдали все вокруг. Они сами, разумеется, этого не замечали, потому что их ученики смотрели на них снизу вверх и внимали всему, что они говорили. Эти люди проповедовали вселенскую любовь и принятие, но при этом вели себя по отношению к своим партнерам и семье как самые классические абьюзеры. «Все ответы внутри, сейчас я вам дам лучшую медитацию. Тело болеет? Вылечим, конечно». Многие из них отвергают психиатрию. «Ой, да какие таблетки! Сейчас дыхательную практику дам вам, депрессию как рукой снимет!». И здесь, поймите меня правильно, я совсем не против медитаций и дыхательных практик (в конце концов, трансперсональная психология это изучает с помощью научной базы и простирается даже до экспериментов с субстанциями), речь лишь о том, чтобы учитель сохранял свою психологическую целостность – чем такие люди часто пренебрегают. Дополнительной проблемой является также то, что учителя школ духовного развития даже не подозревают о том, что такое психология. Я не говорю, что ее надо изучать всем — нет, но понимать себя в роли постоянного клиента в терапии — да. Это единственная настоящая возможность снимать с себя налет ржавчины на регулярной основе, чтобы у клиентов на языке также не начало кислить.
Что будет, если нет регулярной личной проработки?
Учитель, раньше или позже, будет срываться на своих учениках. Раньше или позже его непрожитые ситуации будут проживаться через учеников, клиентов, людей, с которыми он работает. Помимо нарушения этики и двойных контактов с клиентами, будут устанавливаться отношения зависимости. Из контакта пропадет экологичность. Учитель станет опасным для психологического здоровья ученика. Если вы читали про тренинги, после которых люди страдают, про применение физической силы, как типа часть процесса трансформации, про образ учителя «делай, как я скажу», то очень похоже, что их ведут люди, которые собой не занимаются, но активно занимаются другими. Причем тут ты, дорогой Борис? Почему позволяешь себе прикасаться к белым простыням немытыми руками?Дело в том, что я вещаю в данном случае из прямого опыта. Я начал консультировать через астрологию, когда мне было 29 лет. Я мог бы остаться только в этой дисциплине, но начал чувствовать, что мне чего-то не хватает. Мне не хватало понимания психологических процессов, которые можно анализировать с помощью астрологии. Мне не хватало личной терапии — я уставал от одной консультации так, будто разгружал вагон. Мне не хватало терпения и способности оставить жизнь и решения человека ему самому. Мне не хватало собственной личной зрелости. Мне не хватало понимания границ. Консультировал ли я хорошо? Думаю, да. Консультирую ли я сейчас лучше — думаю, что гораздо. Да, я добавил психологию к астрологии, сделав ее еще одной профессией, но без всякой связи, я вижу, что такое работать с людьми и, не менее серьезно, работать с собой на фоне. Настолько, что не особо верю, что можно помочь другим — неважно в какой дисциплине — не проходя параллельно мощный психологический процесс, в котором ставишь под увеличительное стекло себя, свои мотивы, свои методы, свое поведение, свои отношения.
И вообще аккуратно с любыми чудесами. Личностные качественные (!) изменения — это постепенный процесс.