8 признаков того, что вы занимаетесь духовной практикой адекватно

8 признаков того, что вы занимаетесь духовной практикой адекватно

«Мой партнёр продолжает есть мясо и употреблять алкоголь, а я нет. По-моему, из-за этого у нас стали портиться отношения. Неужели придётся расстаться?»; «Скажи как психолог: это нормально, что медитировать мне теперь интереснее, чем встречаться за чашкой кофе с подругами?».

«Я не могу больше заниматься своим бизнесом — он не дхармичный. Как думаешь, может, это у меня из-за практики «едет крыша»?».

Такие признания я нередко слышу на консультациях от тех, кто практикует йогу, буддизм, эзотерику и другие духовные течения. Моя задача как психотерапевта — способствовать расширению осознавания клиента, а также привносить в наш контакт ощущение безопасности, открытости и близости. Так что неудивительно, что через некоторое время человек начнёт всё больше рассказывать о своих потаённых тревогах и пробовать с моей помощью выяснить: нормально ли то, что с ним происходит? Адекватен ли он вообще?

william.jpg

Но в психотерапевтической работе я не расскажу, как вам жить. Терапевт не претендует на роль наставника или некоего носителя истины — наоборот, поиски ответов происходят на мировоззренческом поле клиента. И если всплывает тема адекватности, я задаю встречный вопрос: «А что такое норма для тебя? Какую жизнь тебе нужно проживать, чтобы чувствовать себя «нормально»?

[banner]

И тут мы обычно сталкиваемся с первым открытием — как значительна разница между «выглядеть адекватным в чьих-то глазах» и «самому быть в норме», то есть ощущать себя в этой жизни хорошо, на своём месте. Без внутренней удовлетворённости своим бытием внешние соответствия не приносят покоя.

Второе открытие: норма оказывается довольно условным понятием. Кто-то искренне счастлив и глубоко одухотворен, проживая жизнь домохозяйки/домохозяина со всеми сопутствующими хлопотами, кто-то горит своей работой по 12 часов в день и верит, что так меняет мир к лучшему, а для кого-то становится принципиально важным проводить отпуска в медитационных ретритах и встречаться за чашкой кофе (скорее, чая) с единомышленниками.

slavab.jpg

Но если какой-то единой универсальной нормы не существует, то что делать, когда философские или религиозные убеждения входят в противоречие с реальностью? На этот случай я написала небольшой чек-лист. Если любая духовная практика является важной частью вашей жизни или вы собираетесь сделать её такой, то имеет смысл периодически проверять: она действительно идёт вам на пользу? Понять это можно по следующим проявлениям.

  1. Физическое здоровье. Ни под каким благовидным предлогом вы не наносите физического ущерба ни себе, ни окружающим. Принцип непричинения вреда первичен, когда мы говорим о настоящем духовном пути.
  2. Эмоциональное благополучие. Ваша практика со временем способствует улучшению отношения к себе. Все попытки духовного роста из состояния внутренней войны и неприятия себя «грешного» не добавляют нам сострадательности и мудрости, а значит, настоящего роста в этом нет.
  3. Широкий кругозор. Ваша система убеждений поощряет критическое мышление и возможность выбора. Нет запрета на то, чтобы задавать вопросы, проверять верность постулатов на своем опыте, изучать другие религии или течения внутри вашей религии.
  4. Толерантность. Вы остаётесь способными с уважением и интересом относиться к существованию иных мнений, а также дискутировать и даже выносить критику по отношению к «своему» учению.
  5. louis.jpg

  6. Социальные связи. Вам удаётся находить точки близости даже с теми людьми, которые в меньшей степени разделяют или вовсе не разделяют ваши философские взгляды. Если же вера побуждает разрушать социальные связи со всеми несогласными, отказываться от семьи, друзей, коллег — это очень подозрительный признак.
  7. Экологичность. Об истинной духовности мы можем судить по тому, в какой мере мы становимся более сострадательными, менее высокомерными и осуждающими.
  8. Психологическая независимость. Отмечайте, помогает ли ваша система убеждений становиться более самостоятельным и устойчивым в своих решениях, а не бегать за каждым ответом к некоему источнику «истинного знания», будь то учитель или книга.
  9. Баланс. Предусматривает ли ваш духовный путь возможность (при желании) завести семью, зарабатывать деньги, регулировать степень своей погружённости в практику? Чем взрослее мы становимся и чем больше задач на себя берём, тем актуальнее становится вопрос баланса во всём.

Как психотерапевт и йогиня я уверена, что настоящая духовность должна способствовать растущей психологической зрелости, которая складывается из всех вышеперечисленных пунктов. Мы обязательно будем возвращаться к этой теме снова. А пока — осознанности всем нам!


Мою новую книгу «Быть женщиной: возвращение к себе» можно купить в Центрах йоги «Прана». Подробнее о книге здесь.

Читайте также