Зачем детям йога

Зачем детям йога? Затем же, зачем и взрослым. Дети, как быстро выясняют все, кто начинает с ними общаться, — тоже люди, со своими, вполне людскими, проблемами. Тот факт, что их тело меньше, чем наше, не делает эти проблемы менее значимыми. Йога, к счастью, будучи универсальной системой развития человека, помогает справиться с некоторыми из них, предупредить другие и совсем избежать третьих.

Примеров тому за 10 лет моей практики преподавания детям большое множество, один из ярких — мальчик по имени Андрей, на момент начала того учебного года 8 или 9 лет от роду. Обычный с виду мальчишка, любопытный, здоровый, но очень активный. Андрею, как и многим таким детям, был поставлен диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Парень начал учиться в обычной школе, но, поскольку совершенно не мог усидеть за партой и запоминать материал, стоял вопрос о переводе его в специальную школу для детей с задержкой развития. В поисках помощи сыну родители привели его ко мне на занятия и целый учебный год водили, практически не пропуская, за что им большое спасибо: этот необычный мальчик своим примером показал нам с ребятами, как работает йога.

Вначале Андрею было непросто – оставаться на своём коврике, не трогать других, не перебивать комментариями — всё это стало настоящим вызовом. Группе также пришлось нелегко: необходимо было проявлять терпение и спокойствие, не осуждать человека, а помогать ему своим примером. Но радость от маленьких и больших достижений давала силы для продолжения практики — и в школе Андрея тоже начали хвалить за успехи.

Кульминацией стало занятие, во время которого Андрей был полностью сосредоточен, выполнял все задания и в конце, когда все привычно устроились отдыхать в шавасане, «вдруг» закрыл глаза, замолчал и на протяжении всей асаны не сделал ни одного движения. Лицо мальчишки успокоилось, вся мимика растворилась, и от его присутствия возникло ощущение полного спокойствия и тишины — многим практикующим йогу знакомо это состояние как результат личной практики, либо присутствия поблизости мастера высокой духовной реализации.

Закончив шавасану, все сели с прямой спиной, завершили занятие как обычно, и наш Андрей тоже. На мой вопрос, не уснул ли он в шавасане, мальчик посмотрел ясными глазами и сказал: «Нет, я всё слышал, что ты говорила. Просто научился выключать первичный ум». Не знаю, откуда у него взялась такая формулировка, но факт — ребёнок научился тому, что раньше для него было невозможным, и остался в обычной школе – на радость себе и родителям.

Детская практика йоги — это не игра в кошечку-собачку, по крайней мере, в моём понимании. Мне кажется, наши дети заслуживают всего того же, что мы сами получаем от нашей практики — не просто развлекательное времяпровождение, которого у многих из них в избытке, а осознанное движение к пониманию себя: своего тела, своего внимания, своего дыхания.

Другой вопрос — как сделать так, чтобы знания йоги стали для детей живыми, актуальными, интересными. Тут всё зависит от взрослого, выступающего наставником для ребёнка, как от его или её личности, так и знания и понимания ценности и действия практик йоги. На своём мастер-классе на конференции Yoga Journal 10 октября в 18:00 я жду именно таких взрослых, которым по какой-то причине важно понять и разобраться в этом вопросе. Ведь детство — это то, на чём строится вся наша последующая жизнь. Давайте добавим в неё чуть больше здоровья и свободы, а если совсем повезёт, то сможем даже научиться отключать… первичный ум!


Виктория Занкина – специалист по детской йоге, первый российский преподаватель Yoga Kids.

Фото: doyouyoga.com


Читайте также