Выражение эмоций – слабость или сила?
Излишне эмоциональную реакцию мы стараемся скрыть от посторонних взглядов, считая ее проявлением слабости. И не подозреваем, что, давая выход эмоциям, становимся сильнее.
Даниэлла Пагано торопилась на очередной йога-класс. Несмотря на спешку, она пребывала в отличном настроении и чувствовала себя совершенно счастливой. Занятие проходило прекрасно – до тех пор пока не наступило время расслабиться в позе Ребенка. Обхватив руками колени, опустив голову и направив внимание внутрь себя, 33-летняя Даниэлла – вице-президент международной инвестиционной компании – вдруг заплакала. Она изо всех сил пыталась справиться с собой, списывая неожиданную реакцию на переутомление, но не смогла: эмоции буквально переполняли ее и слезы, помимо ее воли, текли по щекам. В следующий раз – теперь уже в середине урока – все повторилось вновь. Даниэлла была потрясена: йога, до сих пор служившая отличным способом релаксации и восстановления сил, превратилась в тягостную обязанность. Даниэлла боялась, что бурный всплеск эмоций вновь застанет ее врасплох, и поэтому решила на какое-то время прервать занятия. Она понимала: то, что с ней происходит, очень важно, но ей было неловко говорить об этом с учителем, поэтому она отказалась от йоги на целых две недели, предпочитая обсуждать свою проблему с психотерапевтом.
Эмоциональный всплеск, подобный тому, что пережила Даниэлла, испытывают многие, практикующие йогу. А потом их точно так же охватывает беспокойство, они задаются вопросами: “Что со мной не так?”, “Что подумают другие?” и “Почему это происходит в классе, а не на прогулке, скажем, и не во время обеда?”
Я люблю тебя до слез
Такая реакция на практику на первый взгляд кому-то может показаться не совсем адекватной, но на самом деле она вполне закономерна. Йога – не набор физических упражнений, а целостная система. Асаны были созданы, чтобы воздействовать на тело и ум, они помогают двигаться вперед по пути духовного совершенствования. Многие приходят в йога-классы, ставя перед собой вполне определенные задачи, не имеющие никакого отношения к духовной стороне учения. Их цель – обрести хорошую физическую форму, решить проблемы со здоровьем, научиться расслабляться и бороться со стрессом. Но со временем практика неминуемо начинает затрагивать эмоциональную сферу, и это застает учеников врасплох.
Доктор философии, психолог Джоан Шиварпита Харриган возглавляет центр Patanjali Kundalini Yoga Care в Ноксвилле (штат Теннесси). Главная задача этого центра – помогать людям справляться со своими эмоциями по мере совершенствования практики. По словам Харриган, йога как целостная система выстроена так, чтобы эмоциональные всплески, подобные тому, что пережила Даниэлла, не приносили вреда ученику. Асаны не только укрепляют и растягивают мышцы, они воздействуют на сознание, ум и энергетическую систему человека, и эта работа с так называемым тонким телом провоцирует эмоциональные “прорывы”. Так что слезы служат своего рода знаком, указывающим, что ученик продвинулся на пути духовного роста.
Хиллари Линдсей, основательница центра Active Yoga в Нэшвилле, штат Теннесси, в роли учителя наблюдала не один эмоциональный прорыв; в качестве ученицы сама испытывала их не раз. Один из наиболее значительных случился с ней во время занятия, на котором выполняли асаны на раскрытие таза. Покидая класс, Хиллари чувствовала себя замечательно. Однако по дороге домой ее настроение, без всяких внешних на то причин, кардинально изменилось: она ощутила беспокойство, поняла, что чем-то расстроена. Эмоции нахлынули на нее с неожиданной силой; то, что происходило с ней, было сродни духовному очищению. Когда “буря улеглась”, Хиллари почувствовала себя освобожденной и не сомневалась, что всплывшие на поверхность ее сознания эмоции спровоцированы событиями, произошедшими в далеком прошлом. А чуть позже Хиллари поняла, что ее представление о самой себе радикально изменилось. Она отчетливо осознала, что прежде ей требовалось постоянно доказывать себе и всем вокруг, что она сильная личность, способная принимать ответственные решения, – и стремление соответствовать этому образу внушили ей когда-то родители. Теперь же ей стало ясно, что убеждать весь мир в том, что она хороший, достойный во всех отношениях человек, – бессмысленно. Причем понимание этой простой истины приходит не благодаря посылу извне – только осознав проблему, человек сможет ослабить свое внутреннее напряжение. Эти открытия, совершенные благодаря эмоциональному всплеску после одного из занятий йогой, по признанию Линдсей, изменили всю ее жизнь.
Эмоциональный всплеск не всегда выражается столь отчетливо, но может и спровоцировать настоящий стресс. Тяжелее всего “выходят на поверхность” сильные эмоции, которые человек неосознанно таит в себе на протяжении всей жизни. Все, что случалось с нами в детстве, не проходит для тела бесследно. При возникновении травмирующей психику ситуации тело бросается на защиту своего “хозяина” – то есть сознания – и делает все, чтобы не позволить человеку испытать боль во всей ее полноте. Эмоциональная боль нестерпима для маленьких детей, ведь они не располагают приемами, помогающими справиться с ней. Поэтому тело просто блокирует эмоциональную боль. Более того, защита на физическом уровне продолжает действовать даже тогда, когда угроза осталась далеко позади. Болезненные переживания, по словам Линдсей, разнообразны в своих проявлениях. Они могут быть мимолетным уколом, могут обернуться сильной хронической болью. Задействованный при этом механизм остается неясным – в контексте западной научной мысли мы до сих пор не можем понять связь между телом и умом.
На высшем уровне
В западной науке нет такой дисциплины, которая рассматривала бы в единстве человеческое тело и ум. Цель йоги – в объединении, слиянии этих понятий. Само слово “йога” образовано от санскритского корня “юдж”, означающего “связывать”, “сцеплять”, в том числе соединять наше тело, ум и дух. То, что происходит с одним планом человеческой сущности, неизменно отражается в остальных. Если на уровне духовном, эмоциональном или ментальном мы испытываем беспокойство, оно так или иначе проявится в теле. И работа в асанах часто приводит к тому, что глубоко запрятанные болезненные эмоции всплывают на поверхность. Любое беспокойство, любой эмоциональный зажим становятся препятствием на пути к самадхе – просветлению. Асаны – один из способов приближения к переживанию божественного посредством сосредоточения ума и высвобождения внутреннего напряжения.
Эмоциональный переворот происходит одновременно на уровне тела, ума и духа – такое положение вещей не вызывало сомнений еще у древних йогинов. А теперь эта связь получила и научное подтверждение: проводимые в недавнем прошлом исследования показали, что ментальное и эмоциональное состояние человека вполне способно повлиять на состояние физического тела. Современные врачи, психотерапевты и хиропрактики воспользовались результатом этих исследований. Сейчас они рекомендуют йогу как средство от заболеваний, которые еще несколько лет назад лечились исключительно с помощью медикаментов.
Хиллари Линдсей убедилась в этом на собственном опыте. Проснувшись однажды утром, она ощутила острую боль, пронзившую все ее тело. Хиллари обратилась за помощью к мануальному терапевту, однако тот со всей ответственностью заявил, что с ней все в порядке. Во время сеанса он велел ей принимать позы, внешне очень похожие на асаны, обратить внимание внутрь себя и подробно описывать свои ощущения. Врач внимательно слушал то, о чем говорила его пациентка, что-то уточнял, требовал дополнений – так продолжалось до тех пор, пока Хиллари не рассказала о своих ощущениях все. Он не стал анализировать или обсуждать с Хиллари ее ответы, тем не менее она почувствовала, что специалист помог ей увидеть проблему: ее собственные слова рисовали четкую картину отношения к жизни – она увидела маньяка, запрограммированного на то, чтобы свести себя с ума.
Очень быстро, в течение одного дня, боль отступила и тело Хиллари пришло в норму. Она приписала это эмоциональному освобождению, которое наступило благодаря работе в асанах. Другими словами, отпуская внутреннее напряжение, ей удалось избавиться от боли в теле. Ей на смену пришло спокойствие и умиротворение. Теперь Хиллари знает себя чуточку лучше, чем прежде, и считает, что человек должен быть готов к подобным переживаниям: они не приходят просто так.
Форсаж
Нужно ли ученику во время занятий намеренно вызывать у себя болезненные эмоции? Среди учителей не существует единого мнения на этот счет. Харриган, как и большинство ее коллег, считает, что специально стремиться к эмоциональному прорыву не стоит. Замечательно, если он происходит сам собой.
Анна Форрест, основательница Forrest Yoga Studio в Санта-Монике, штат Калифорния, неоднократно переживала всплески эмоций как во время, так и вне занятий. Она считает, что человек, пришедший в йога-класс, может под руководством преподавателя избавиться от страха преодоления собственных эмоциональных блоков. Анна побуждает своих учеников заглянуть внутрь себя, направляет их в духовном поиске. Практика позволяет соприкоснуться с ощущениями, которые спрятаны в глубинах личного опыта, и дать им наконец выход, избавиться от давно накопившегося, неосознаваемого напряжения. Именно в этом и заключен бесценный дар йоги, уверена Анна.
В начале каждого занятия Форрест призывает учеников определить область тела, требующую особого внимания. Ученик сосредоточивается на этой области и дает себе возможность почувствовать, какая эмоция с ней связана. Если кто-то чувствует свое сердце разбитым, Анна советует в каждой позе наполнять энергией именно область сердца. Метод Форрест помог многим людям, однако не все коллеги Анны готовы разделить ее убеждения.
Доктор философии, профессиональный психолог, йогин Ричард Миллер утверждает, что попытка намеренно высвободить глубинные эмоции вынуждает человека становиться тем, кем он на самом деле не является. Стремление сделать себя кем-то другим – по сути, тонкая форма насилия. Задача йоги предполагает не изменение, а принятие себя, считает Миллер. Необходимые перемены и духовный рост происходят естественно, когда человек безусловно и полностью себя принимает. Миллер подчеркивает: учителю ни в коем случае не следует комментировать чужие эмоции или помогать ученику в его освобождении: “Становясь помощниками, мы превращаемся в подрывников”.
Анна Форрест, напротив, убеждена, что большинству из нас требуются помощь и чуткое руководство опытного учителя. В противном случае, считает она, мы рискуем остановиться на полпути. Несмотря на годы психотерапевтической практики, Анна признает, что жесткие, нераскрытые участки тела есть и у нее самой. Она знает, как работать с болезненными воспоминаниями, которые обнаруживают себя в процессе практики. Она любит говорить, что на пути к просветлению всего на несколько шагов опережает своих учеников. Общение с начинающими йогинами сделало ее работу с собственными эмоциями глубже и интенсивнее.
Асана слез
Человек, готовый пережить эмоциональный прорыв, не всегда в силах справиться с ним. В йога-сутрах Патанджали (2.46–49) сказано: если всплеск эмоций происходит в асане, нужно, не выходя из нее, расслабиться, успокоить дыхание и сосредоточиться на бесконечном, что, в свою очередь, помогает концентрации на внутреннем “я”.
Харриган считает, что ученикам полезно подобрать для себя мантру, к которой они будут мысленно обращаться во время занятия, согласовывая ее с дыханием. Мантра станет способом концентрации – доступным всегда, вне зависимости от того, где и при каких обстоятельствах застанет человека эмоциональный всплеск. Практикующим хатха-йогу Харриган также рекомендует вести дневник – не только для описания физического опыта, но и для фиксации перемен на ментальном и эмоциональном уровнях – все это формирует осознанный подход к духовному аспекту жизни.
Когда ученик переживает эмоциональный прорыв, лучшее, что может сделать учитель, – мягко и ненавязчиво поддержать его. Харриган призывает преподавателей не выносить оценок происходящему, а просто наблюдать. Благодаря правильной поддержке ученик перестает отождествлять себя с эмоцией, которая в данный момент владеет его сознанием, и использует этот опыт для самоанализа. Ученику важно научиться использовать буддхи – различающий ум – и не пренебрегать помощью, когда она действительно нужна.
Бывают моменты, когда психотерапевт оказывается нужнее, чем учитель йоги. По мнению Ричарда Миллера, еще лучше, если эти два подхода разумно сочетаются. Йога рассматривает вселенную как нечто единое, целостное – это определяет ее подход и метод. Не всякий психотерапевт разделяет это мнение и руководствуется им в своей работе. Многие специалисты полагают, что их задача ограничивается разрешением конкретных проблем пациента. И среди учителей йоги есть те, кто говорит исключительно о мышцах бедра, о физических преимуществах позы Голубя. Они не передают ученикам сути учения йоги, главной целью которого является внутренняя гармония и просветление. Истина – в отказе от крайностей, считает Миллер. Она заключается не в том, чтобы пытаться изменить себя, но в том, чтобы повстречать самих себя там, где мы есть.
[promo_online id="280" teaser="Устали испытывать негативные эмоции? Справьтесь с ними с помощью курса Нины Мел."] Фото: ariellerabier/instagram.com