Видья

В полной мере понятие видьи было раскрыто школой Йогачара и ее последователями в Китае и Тибете. Исследователь тибетского буддизма Трунгпа Чогьям Ринпоче в книге «Проблески Абидхармы» трактует видью в качестве начального пункта открытого пространства, которое никому не принадлежит. Видья с точки зрения разума понимается как точность и определенность по отношению к пространству и месту, в котором размещены вещи. В буддийской философии видья понимается как результат интуитивного познания (абхисамайя — единение сознания адепта с абсолютом на духовном пути к просветлению). На уровне практики это — способ достижения самадхи. Видья в таком контексте предполагает прохождение многочисленных ступеней, в том числе этап снятия субъектно-объектных различий.

В философии индуизма термин «видья» обычно используется для указания на «истинное знание». Видья часто выступает синонимом понятия джняна, то есть знания в контексте мудрости и понимания, выступающего одним из центральных понятий в индуизме. В адвайта-веданте под видьей понимается соединение индивида с безличным аспектом абсолютной истины — Брахманом.

Знание — Сила!

Видья помогает преодолеть свой антипод — авидью. Знание помогает разграничить видимое и реальное. Устранить авидью, познать истину помогают контроль над чувствами, отказ от привязанностей, осознание иллюзорности. В некоторых школах правильное познание считалось недостаточным условием для устранения авидьи и обретения истинного знания. В джайнизме видья должна сочетаться с правильной верой и правильным поведением.

В школе йогачара видья — это умение видеть себя во всем, что есть, и более того — видеть все, как свое «я». И тогда авидья — это тотальное заблуждение и пребывание в иллюзии, незнание своего «я», неумение видеть свое «я» во всем, что есть, и, следовательно, неумение видеть все, как свое «я». Авидья — неведение, игнорирование разума и отсутствие знания. Для раннего буддизма авидья — это незнание подлинной природы «я» и «четырех благородных истин»; в йоге Патанджали — это одно из препятствий на пути к сосредоточению и освобождению. В адвайта-веданте на первый план выходит роль авидьи как помехи на пути к Брахману.

Об этом подробнее:
«Атмабодха», Шанкара Сарвасара-упанишада;
«Шри-бхашья» — комментарий к «Брахма-сутрам» Рамануджа;
комментарии Шанкары к «Брахма-сутрам» Бадараяны;
«Проблески Абидхармы», Трунгпа Чогьям Ринпоче

Комментарии

Читайте также