В здоровом теле - здоровый ум
Гималайская традиция йоги и медитации была представлена Западу Свами Рамой во второй половине прошлого века. В России он известен по книге “Жизнь среди гималайских йогов”. Кроме того, Свами Рама принимал участие в научных исследованиях по парапсихологии, которые проводились в Москве в 70-х годах.
Линия передачи Бхарати – именно так называют гималайскую традицию йоги в Индии – принадлежит йогическому ордену аскетов Адвайта-Веданта, основанному Шанкарачарьей около 1200 лет назад.
Слово Бхарати состоит из двух слогов: бха – “знание” и рати – “любитель”. Таким образом, Бхарати переводится как “тот, кто является любителем знания”. Отсюда возникло одно из санскритских имен Индии – Бхарата – “земля духовного знания”.
В основе гималайской традиции йоги лежат древнейшие учения, переданные риши, древними мудрецами. Эти знания существовали как отдельные направления йоги и не были систематизированы. Именно Шанкарачарья объединил их в единую школу.
Гималайская традиция – это сочетание мудрости Йога-сутр Патанджали, философии и практики тантр, специальных устных инструкций и опыта инициаций, передаваемых по непрерывной линии преемственности святых и мастеров йоги. Это единая система, в которой все части интегрально связаны. В нее включены основные принципы и практики всех известных систем медитации. Причем в большинстве случаев эти системы из нее и возникли. Например, Випасана делает акцент на осознании дыхания, трансцендентальная медитация концентрируется на повторении мантры, а практикующие хатха-йогу обращают внимание в основном на позу. Медитирующий же в гималайской традиции учится расслабленно сидеть в правильной позе, практикует правильное дыхание и затем комбинирует осознанное дыхание с мантрой.
Хатха-йогу здесь рассматривают как подготовку к более серьезным практикам, не придавая особого значения форме позы. Гораздо важнее достичь медитативного состояния, полностью осознать тело и дыхание. Асана – это способ совершенствования ума через тело и тренировки тела через ум, где главными компонентами являются осознанность и глубокое самонаблюдение. Без них, а также без соблюдения принципов ямы и ниямы хатха-йога – не более чем акробатика.
Медитация – это суть йоги, и все остальное предназначено лишь для поддержания и углубления этого состояния. Однако если тело, эмоции и ум недостаточно подготовлены, то концентрация будет поверхностной и неустойчивой, а при выполнении более серьезных техник ученик даже рискует навредить себе.
Что же представляет из себя практика гималайской системы йоги? Давайте рассмотрим несколько ключевых составляющих.
Фильтр очистки
Прежде чем приступать к медитации, нужно очистить мысли и эмоции. В противном случае внутренние волнения будут мешать сосредоточиться на практике. Чтобы добиться нужного результата, необходимо, во-первых, жить в соответствии с принципами ямы и ниямы. Во-вторых, соблюдать четыре правила взаимодействия с миром – брахма-вихары: проявлять дружелюбие по отношению к счастливым и сострадание к несчастным, восхищаться добродетельными и оставаться нейтральным к злым. Третье – это практика устранения тревожных мыслей – прати-пакша-бхавана. С ее помощью мы избавляемся от виткар – мыслей, противоположных яме, нияме и брахма-вихарам.
Все эти практики ведут к этичному поведению и, как следствие, к потере оков кармы, ясности и очищению ума. В результате мы обретаем физическую и ментальную стабильность как во время медитации, так и в повседневной жизни. Простое чтение Йога-сутр или комментариев к ним не приведет ученика к этому состоянию – добиться его можно только с помощью практики.
Четвертая техника, помогающая очистить мысли и эмоции, – это покорение викшеп, девяти препятствий на пути к концентрации. Это слабость, ментальная лень, сомнения, недостаток энтузиазма, праздность, стремление к чувственному удовольствию, ложное восприятие, отчаяние из-за невозможности концентрации и нестабильность концентрации. Викшепы сопровождаются тоской, унынием, дрожью в теле и неровным дыханием.
Дышите – не дышите
Осознанному дыханию придают особое значение на всех этапах практики – начиная от суставной гимнастики и заканчивая собственно медитацией. В первую очередь ученик осваивает диафрагмальное дыхание. Оно должно быть медленным, плавным и равномерным, без рывков и пауз между вдохом и выдохом.
Сначала практикующий учится просто правильно дышать, осваивая техники, способствующие медитации. Затем он приступает к наблюдению за непрерывно меняющимся потоком дыхания и учится делать это продолжительное время. В конце концов ум, сплетенный с очень тонким потоком дыхания, успокаивается. Это приводит к естественной остановке дыхания – кевала-кумбхаке.
От осознанного дыхания переходят к практике пранаямы. Одной из базовых техник является Нади-шодхана, которая предназначена для очищения тонких энергетических каналов.
В потоке
Следующий элемент практики – пратьяхара, отвлечение чувств от объектов внешнего мира. Существует множество трактовок этой ступени йоги. В гималайской традиции ее описывают следующим образом. Сначала следует успокоить ум. Затем останавливается поток внешней информации, воспринимаемый органами чувств. Практикующий перестает отвлекаться на объекты окружающего мира и сам не совершает никаких действий – физических, вербальных и ментальных, – направленных на эти объекты. Достичь этого можно посредством определенных техник, в которых сознание сосредоточивается на пранамайя-коше, теле праны.
Под руководством умелого наставника практикующий учится чувствовать движение тонкого ветра прана-вайю до тех пор, пока не исчезнет ощущение физического тела и осознание потока праны не углубится. Отсюда можно двигаться к более глубоким медитациям.
Повторенье – мать ученья
Еще одна составляющая гималайской традиции йоги – джапа. Это практика повторения мантры в форме звуков или слов, но не случайно выбранной самим учеником, а специально подобранной для него учителем. В основе каждого священного слога лежат звуковые вибрации. Поскольку человек утратил способность воспринимать эти вибрации в чистом виде, эффективная практика джапы не может осуществляться без инициации – передачи звука и энергии мантры от гуру к ученику. Практика мантры оказывает влияние на разные уровни нашего существа – физический, ментальный, каузальный и т.д. В то же время она влияет на нашу жизнь и окружающую действительность.
Конечная цель джапы – переход в абсолютное молчание. Вот некоторые варианты этой практики:
- повторение мантры с осознаванием потока дыхания;
- повторение мантры при выполнении повседневных дел;
- созерцание мантры в уме или в анахата-чакре (сердечном центре);
- помещение мантры в успокоенный ум и наблюдение за ее повторным самопроизвольным возникновением в уме.
Существует множество других методов, и все они должны преподаваться опытным учителем, который не только обучает технике, но и является духовным наставником.
Покой во мне
Дхьяна, или собственно медитация, – это сердце йоги, и все описанные выше методы предназначены для ее поддержания и углубления. Медитация – это путь понимания Вечной Истины, превращения бессознательного в сознательное, неизвестного в известное.
Итак, асаны помогают укрепить тело и сделать его устойчивым. Дыхание, а также соблюдение принципов ямы и ниямы позволяет практикующему успокоить ум, сделать его медитативным.
Состояния медитации можно достичь многими способами, среди которых утонченное искусство джапы, более тонкие стадии осознания дыхания, концентрация и посвящение. В некоторых случаях гуру может просто поднять ум ученика на более высокий уровень медитации с помощью инициации.
По адресу
Ашрам “Свами Рама Садхака Грама”, где обучают гималайской традиции йоги, стоит на берегу священного Ганга в предгорье Гималаев, в Ришикеше, Индия. Духовный руководитель ашрама – Свами Веда Бхарати, прямой ученик Свами Рамы.
Ежегодно с конца октября и по апрель в ашраме проходят занятия по медитации, науке мантры и джапы, техникам глубокого расслабления и йога-нидре, психологии и философии йоги, различным аспектам духовного развития. Ученики познают глубокий смысл священных текстов Йога-сутр Патанджали, Бхагават-гиты и Упанишад, учатся интегрировать древнюю мудрость в повседневную жизнь.
Учителя хатха-йоги помогут каждому освоить диафрагмальное дыхание и различные техники пранаямы, медитативный подход к практике асан, упражнения для суставов и желез внутренней секреции, глубже осознать анатомию и физиологию йоги, а также работу тонких энергий.
Специалисты аюрведы расскажут о холистическом здоровье и процветании, о влиянии медитации на благополучие и о том, как сделать свою жизнь сбалансированной и полной.
В получасе езды от Ришикеша находится Аюрведический центр Гималайского медицинского института, основанного Свами Рамой, где после комплексной диагностики можно получить рекомендации от специалистов аюрведы и пройти курс очищения – панчакарму. Также можно пройти отдельную процедуру аюрведического массажа.
Я садовником родился
Следует помнить, что йога – это холистический процесс, воздействующий на все уровни личности. Преобразования в человеке происходят медленно, и не стоит ждать мгновенных результатов. Продвигаться по пути практики нужно в своем собственном ритме. Тогда изменения будут происходить постепенно и со временем станут заметны и ученику, и окружающим его людям.
Один из первых эффектов практики – повышение стрессоустойчивости, что в наше время крайне актуально. Практикующий учиться расслабляться, и вскоре релаксация пропитывает всю его жизнь. Спустя какое-то время ум становится более упорядоченным и однонаправленным. Мы обретаем способность делать осознанный выбор вместо того чтобы бессознательно поддаваться влиянию ситуации. Это может привести к еще более глубокому ментальному расслаблению и реализации внутреннего потенциала.
Как и создание прекрасного сада, йога требует продолжительных стараний. Упорная, последовательная, преданная и искренняя практика питает и лелеет этот сад, и в нем расцветают великолепные цветы.