Твой стиль: руководство для новичка
Йога в мире
Школ йоги, которые обрели популярность во всем мире, немного. Но именно они считаются наиболее авторитетными на сегодняшний день, поскольку полностью отвечают нуждам современного человека, основаны всемирно известными и уважаемыми Учителями и имеют под собой глубокую научную и философскую основу.
Кундалини-йога
«Кундалини» — это название энергии, которую в ходе практики необходимо направлять из основания позвоночника вверх через все чакры (энергетические центры). Считается, что в момент, когда энергия кундалини достигает верхней чакры, сахасрары, сознание йогина сливается с божественным сознанием.
Метод Кундалини-йоги активно развивался в индийском штате Пенджаб как часть подготовки солдат в сикхской армии в XVII-XVIII веках. Мировую известность данному направлению принес Йоги Бхаджан, потомственный сикх, посвятивший свою жизнь духовным практикам. Переехав в 1968 году в США, он начал преподавать Кундалини-йогу всем желающим и год спустя основал фонд «Здоровые, Счастливые, Благословенные», обучающий йоге, медитации и вегетарианскому питанию. В России метод появился в конце 90-х годов ХХ века благодаря деятельности ученого и врача-нарколога Якова Маршака, который изучал целительное действие крий Кундалини-йоги с точки зрения нарко- и алкозависимостей. Сегодня Кундалини-йога — одна из самых востребованных методик йоги в России.
Хатха-йога
Хатха-йога — направление, основанное на первых четырех ступенях классической йоги Патанджали (яма, нияма, асана, пранаяма). Основным направлением в практике становятся освоение различных асан (от простых к сложным) и совмещение асан с дыхательными техниками. Первое подробное описание методики Хатха-йоги дал Гуру Свами Сватмарама в книге «Хатха-йога Прадипика» в XV веке. Кроме асан и дыхательных техник, Свами Сватмарама рассказывает о шаткармах (практиках очищения организма), о мудрах (положениях пальцев рук), бандхах (энергетических «замках» в теле человека) и нади (каналах, по которым течет энергия прана). Целью учения Хатха-йоги является достижение физического здоровья и долголетия.
Хатха-йога — одно из самых популярных в наше время направлений. Парадоксально, но под названием Хатха-йоги часто может прятаться авторский стиль преподавания, главный упор в котором делают на корректное выполнение асан. Одновременно с этим Хатха-йогой в широком смысле слова являются многие авторские стили йоги, возникшие в начале и середине XX века.
Аштанга-виньяса-йога
Аштанга-виньяса-йога — школа йоги, ставшая известной благодаря Паттабхи Джойсу, ученику известного йогина начала XX века Шри Кришнамачарьи. Паттабхи Джойс систематизировал принципы построения практики, переданные ему Кришнамачарьей, и основал Институт йоги в штате Майсор. Сейчас институтом руководит внук Паттабхи Джойса — Шарат Джойс.
Аштанга-виньяса-йога считается одним из самых интенсивных направлений в йоге и, кроме того, самым требовательным по отношению к ученикам: освоение асан происходит самостоятельно под руководством учителя, что совсем не похоже на типичные групповые занятия.
Ключевым принципом в данной системе является виньяса — на каждое движение в связке асан приходится одно дыхание. Для всех асан, собранных в последовательности разного уровня сложности, установлено определенное количество виньяс. Благодаря динамичному выполнению асан (обычная задержка в асане — всего пять вдохов и выдохов) практика развивает силу и выносливость. Дыхание, совмещенное с движением, разогревает тело, делая его очень пластичным, и при регулярной практике прогресс в асанах будет очень быстрым. Кроме того, жар, производимый Аштанга-виньяса-йогой, разгоняет кровь, она быстрее циркулирует, доставляя кислород и удаляя загрязнения из тела. Дополнительный эффект очищения происходит за счет обильного потоотделения практикующего.
Йога Айенгара
Йога Айенгара — авторский стиль другого ученика Шри Кришнамачарьи, Б.К.С. Айенгара. В отличие от Паттабхи Джойса, Айенгар проповедует более мягкий, спокойный стиль практики, в котором все внимание уделяется долгой и вдумчивой проработке каждой асаны. Ключевой особенностью метода является статичное выполнение асан со всевозможными опорами и приспособлениями, которые должны помочь ученику постепенно исправить структуру тела. Ремни, одеяла, кирпичи, валики и стулья — те инструменты, которые необходимо использовать, если практикующий на данном этапе не может корректно выполнить позу. Благодаря неторопливому и скрупулезному подходу йога Айенгара имеет очень сильный терапевтический эффект. Дыхательные и медитативные практики в данной системе также используются, но только после того, как ученик достаточно проработает свое тело, выровняет спину и избавится от мышечных зажимов.
Вини-йога
Вини-йога — стиль йоги, созданный Т.К.В. Десикачаром, сыном и учеником Кришнамачарьи. В отличие от двух других известных учеников своего отца — Айенгара и Паттабхи Джойса, основавших буквально противоположные по динамике стили, Десикачар нашел средний вариант. Он разработал одновременно и активный, и мягкий подход к практике йоги.
Для Вини-йоги характерен индивидуальный подход к каждому ученику: не студент подстраивается под стиль определенной школы, а методы йоги адаптируются к студенту, учитывая состояние его здоровья.
Главное отличие Вини-йоги от других стилей заключается в отсутствии жесткой структуры классов. В Вини-йоге нет строгой последовательности асан или самого порядка проведения урока: набор асан выстраивается учителем каждый раз по его собственному замыслу.
Шивананда-йога
Авторский стиль индийского врача Куппусвами, который начал заниматься йогой в дополнение к медицинской практике, а затем создал собственную систему преподавания.
Основное отличие данного стиля от других направлений Хатха-йоги заключается в том, что практика всегда проходит в расслабленном состоянии, поэтому новичков учат не столько асанам, сколько глубокой релаксации. Благодаря расслаблению всего тела прана свободно течет по энергетическим каналам, снимаются внутренние зажимы и психоэмоциональные блоки. Правильному расслаблению в практике способствует и глубокое пранаямическое дыхание, которое в Шивананда-йоге активно используют. Важной особенностью Шивананда-йоги является строго определенная последовательность асан. Практика базируется всего на двенадцати основных позах, которые достаточно просты и доступны для освоения даже новичками.
Школа Дхирендры Брахмачарьи
Хранителем традиции Сукшма-вьяямы и ее популяризатором считается Свами Дхирендра Брахмачарья. Вьяяма — это система упражнений йоги. Основное значение слова «вьяяма» — упражнение, но его часто переводят, используя второе и третье значения: вращение, разминание. Вьяяма содержит динамические и статические упражнения в сочетании с дыхательными.
Йога за океаном
Появление в XX веке йоги на Западе послужило толчком к созданию авторских методик, популярность которых в последнее время дошла и до России.
Дживамукти-йога
Дживамукти-йога — методика, придуманная американцами Дэвидом Лайфом и его женой Шэрон Гэннон на основе системы школы Аштанга-виньяса-йоги Паттабхи Джойса и других направлений йоги. Лайф и Гэннон придерживаются выполнения виньяс (сочетания движения в асане с дыханием), но добавили к строгим последовательностям Паттабхи Джойса новые сочетания асан. Важную часть занятий Дживамукти-йогой составляет изучение древних текстов, пение мантр и медитация.
Бикрам-йога
Бикрам-йога — авторская методика йогина Бикрама Чоудхури. Практика заключается в последовательном выполнении 26 асан классической Хатха-йоги и двух дыхательных упражнений. Главная особенность Бикрам-йоги — это воссоздание в зале условий тропического климата: температура 40% и влажность 40%. Динамичное занятие (не более минуты в одной асане) и высокая температура в помещении способствуют сильному расслаблению суставов и разогреву мышц, поэтому прогресс в технике выполнения асан идет очень быстро. Кроме того, повышенное потоотделение помогает вывести из организма все шлаки. Однако данный вид йоги, несмотря на свою высокую эффективность, имеет и внушительный список противопоказаний.
Трай-йога
Трай-йога, или «Три-йога» — современный стиль йоги, который основала американка Кали Рэй. По ее словам, она спонтанно начала выполнять новые вариации асан во время глубокой медитации. Дополнив эти откровения знаниями о классической Хатха-йоге, Кали Рэй составила собственную систему преподавания. «Трай» (или «три») в названии стиля означают единство тела, ума и духа. Эта практика очень мягкая и плавная, ее можно условно отнести к «женскому классу». Асаны синхронизированы с дыханием и буквально «перетекают» одна в другую. Движения в последовательности выстроены волнообразно. Большое значение в практике Трай-йоги уделяется мудрам — специфическому положению кистей рук и пальцев, помогающему направлять течение энергии в теле.
Сделано в СНГ
Первые отечественные школы появились на постсоветском пространстве в конце ХХ века, после того как пал железный занавес. Особенно плодотворно в этот период производила новые направления йоги Украина.
Йога23
Тренировочная система Йогa23 — авторский метод украинского мастера Андрея Сидерского. Впервые представлен им в 2003 году. В основу направления вошли различные тренировочные техники из области Хатха-йоги, боевых искусств, плавания, фридайвинга и даже фитнеса. Кроме очень интенсивной практики выполнения асан, названных Сидерским «фигурами», система Йога23 включает в себя и упражнения дыхательной гимнастики, выполняемые как на суше, так и в воде, а также медитативные техники.
Название возникло благодаря внутреннему системному делению всех практик Йога23 на определенные категории и этапы, объединенные в каталоги. Общая база упражнений в Йога23 составлена из двадцати трех каталогов фигур (асан).
Универсальная йога Андрея Лаппы
Методика преподавания Хатха-йоги, основанная на синтезе всех знаний, которые собрал Андрей Лаппа за годы путешествий по Индии, Непалу, Тибету и другим азиатским странам. Исследуя мировой опыт йогической практики, Лаппа выделил 16 «дуальностей» (или противоречий) йоги и 32 подстиля. Самые очевидные «дуальности» — это статика и динамика в йоге, а также силовые нагрузки и упражнения на гибкость. Умение корректно сочетать «дуальности» йоги является главным условием эффективной практики; именно такому подходу и учит метод Универсальной йоги.
Кроме того, наблюдая за движениями рук и ног во время переходов между асанами и виньясами (статичными и динамичными элементами), которым в большинстве школ не уделяется особого внимания, Андрей Лаппа составил из возможных вариантов траекторий отдельную дисциплину, которую назвал «Танцем Шивы».
Ишвара-йога
Ишвара-йога — стиль йоги, созданный украинским мастером Анатолием Зенченко. «Ишвара» в переводе с санскрита означает «внутренний учитель». Зенченко учит, что каждый ученик должен прислушиваться к своему внутреннему духовному началу и затем выстраивать собственную, индивидуальную практику йоги.
На занятиях Ишвара-йогой уделяется особое внимание корректному положению тела в каждой асане. Контролируя каждый участок тела от головы до стоп, ученик осознанно распределяет вес тела, учится расслаблять одни мышцы, не участвующие в конкретном движении, и включать другие, более глубокие. Акцент в практике Ишвара-йоги идет на отстройку симметрии тела, и только после достижения определенного физического уровня ученики переходят к пранаяме и медитативным практикам.
Апнэа-йога
Апнэа-йога — авторская методика россиянина Александра Дудова, основанная на синтезе древних техник йоги, цигун и современных методов подготовки фридайверов, ныряльщиков в глубину на задержке дыхания. Особенностью стиля является использование техник задержки дыхания в процессе выполнения физических упражнений («апнэа» в переводе с греческого означает «безветрие», «бездыхание»). Дыхание используется как инструмент, воздействующий на тело, эмоциональное и ментальное состояние.
Йога в воздухе
Методика, созданная москвичкой Светланой Ангел. Асаны, гимнастические упражнения и медитация проходят в специальном гамаке со стропами, который крепится к потолку и располагается на небольшой высоте от пола. Благодаря подвешенному состоянию снимается лишняя нагрузка на позвоночник и суставы, ученикам легче осваивать перевернутые асаны. Йога в воздухе использует привычные для классической Хатха-йоги положения тела, однако опорой для выполнения каждого из них служит не пол, а полотно гамака и специальные стропы.
Форрест-йога
Автор метода — Ана Форрест. К созданию своей методики она пришла, настойчиво работая с личным травматичным опытом. Ана изучала шаманские практики индейцев Северной Америки, терапию полярностей, акупрессуру, гомеопатию, боевые искусства, психотерапию и регрессионную терапию — все это заложило основу ее стиля йоги.
АкроЙога
АкроЙогу придумали в 2003 году американцы Джейсон Немер и Дженни Кляйн. Это стиль Хатха-йоги, который совмещает парную йогу (выполнение асан в непосредственном контакте с партнером) и акробатику. Роли в паре распределяются таким образом, что один из учеников с помощью своего тела выстраивает «базу», опираясь на которую второй ученик выполняет так называемые балансовые асаны. Кроме укрепления физического здоровья, что свойственно для всех стилей Хатха-йоги, АкроЙога учит осознанной работе в паре, коммуникации с партнером и доверию.
Части целого. Классические направления йоги
Кроме современных направлений, в йоге существуют еще и классические направления, которые были описаны много лет назад. Их всего четыре, и они считаются неотъемлемыми частями неделимого учения йоги. Это: Джняна-йога, Бхакти-йога, Карма-йога и Раджа-йога.
Раджа-йога
Раджа-йога — это йога работы с сознанием, в ней практически не используются асаны, а развитие практикующего идет в области медитации и самоанализа. Раджа-йога объединяет практику высших ступеней йоги: пратьяхару, дхарану, дхьяну, самадхи. В буквальном переводе название направления звучит как «царица йоги». Целью Раджа-йоги является духовное развитие, которое должно привести ученика к освобождению сознания от любых физических и ментальных ограничений, что позволяет ему ощутить слияние с высшими силами и реализовать их в себе. Главным инструментом Раджа-йоги считается самьяма — техника одновременной практики трех высших ступеней йоги (дхараны, дхьяны и самадхи).
Бхакти-йога
Бхакти-йога — или «йога любви и преданности» — направление йоги, суть которого заключается в установлении тесной связи между практикующим и Богом. В основе практики лежит служение Богу. Древние ведические тексты называют Бхакти-йогу одним из самых простых способов достижения сверхсознания на настоящем этапе развития человечества.
Одним из наиболее распространенных методов, используемых в практике Бхакти-йоги, является джапа-медитация — то есть повторение мантр. Считается, что если повторять священные тексты непрерывно в течение длительного времени и совершать этот ритуал регулярно, то со временем мантра будет сама звучать в сердце практикующего, и ее смысл актуализируется. Так, даже неосознанно повторяя молитву, ученик может через систематическое повторение прийти к осознанию ее глубокого смысла.
Джняна-йога
Джняна-йога — в переводе с санскрита — это «йога знания». Ее задача — помочь ученику преодолеть авидью (незнание) и приблизиться к брахмавидье (божественному знанию). Данный стиль йоги также относится к духовному пути развития и заключается в усердной работе по воспитанию ума.
Цель Джняна-йоги — освобождение ума от тех ограниченных условий познания, в которые его ставят чувственное восприятие и логическое мышление, основанное на противопоставлениях. Иной подход к мышлению должен способствовать расширению идей и понятий, затем — представлений, что в конечном итоге приведет к исчезновению иллюзорных ощущений. Джняна-йога учит не накапливать разрозненные знания, а видеть во всех явлениях принципы, лежащие в основе всего бытия. Познание этих принципов происходит с помощью учителя и индивидуальной медитации на символ или текст из древних писаний.
Карма-йога
Карма-йога — «йога деятельности», которая объясняет, как изменить свою судьбу и жизнь через изменение своего отношения. Данный стиль йоги связан со стремлением к внутреннему развитию. Карма-йога утверждает, что как только человек пересмотрит свое отношение к тому, что с ним происходит, это, в свою очередь, неизбежно изменит характер событий, которые с ним случаются. В системе Карма-йоги считается, что человек на самом деле не совершает самостоятельных поступков, а является частичкой, движимой гораздо бОльшими силами. В этом случае все события перестают восприниматься оценочно и становятся нейтральными; через осознание этого факта практикуется непривязанность. Непривязанность к плохому и хорошему, к удовольствию и страданию. Например, препятствия и трудности на пути он воспринимает не как повод для огорчения, а как полезные условия для саморазвития.