Как научиться управлять желаниями

Как научиться управлять желаниями

Для того чтобы в полной мере прочувствовать силу желания, достаточно выйти на улицу. Чтобы мы ни увидели — все пленит наш взор: шикарные туфли, новые компакт-диски в витрине музыкального магазина, букет цветов. Запах свежесваренного кофе из ресторана вызывает сильнейшее искушение… Добравшись наконец до места назначения, мы вдруг чувствуем, что растратили силы, которых хватило бы на целый рабочий день. Поддаваясь соблазнам, мы порой забываем, куда и зачем идем, не говоря уже о том, что кошелек удивительным образом оказывается пуст.

Желаниями можно научиться управлять. Тогда в жизни будет меньше суеты, из нее уйдет хаос. Мелкие каждодневные искушения отвлекают нас от более важных вещей. Даже творец вселенной Брахма однажды не смог совладать с силой желания и превратился в нетерпеливого подростка. Вот его история о силе желаний и о том, как обратить эту силу себе во благо.

Первое «хочу» – первое «нельзя»

Первоначально Брахма не собирался создавать божество Желание. Сотворив первых мудрецов и юную богиню Зарю, он внезапно увидел прекрасного юношу, вооруженного луком и семью стрелами. Зачарованный, Брахма назвал юношу Желанием. «В каждом ты зажжешь жажду и томление, – сказал он. – Твоя стрела воспламенит любого. Каждый, кого она поразит, окажется в твоей власти. Так все существа будут соединяться в любви, и танец этого мира будет длиться вечно».

Услышав это, Желание пустил свою первую стрелу, направив ее прямо в Брахму. Плотская страсть и томление овладели великим богом. В ослеплении он схватил прекрасную богиню Зарю и бросил ее на землю. Но глас, раздавшийся с небес, помешал Брахме. Принадлежащий Шиве, создателю йоги, он вопросил: «Брахма, ужель ты забыл, что она дочь твоя?» В этот момент Брахма осознал, насколько неуправляемой может стать эта дотоле неведомая сила.

Но история на этом не заканчивается. В один прекрасный день Брахма призвал Желание и велел ему пустить свою стрелу в Шиву. Благоденствие всей вселенной, сказал Брахма, зависит от того, выйдет ли Шива из медитации и соединится ли со своей вечной супругой Шакти, которая незадолго до этого приняла образ богини Парвати. К тому же Брахма втайне надеялся увидеть, как Шива утратит свою невозмутимость. Однако, почувствовав укол стрелы, Шива открыл третий глаз, из которого потоком хлынул огонь просветленного осознания, превративший Желание в пыль. Боги бессмертны, поэтому потеря физического тела не лишила Желание способности нарушать наш покой. До сих пор его стрелы пробуждают слепую жажду в каждом из нас. Невидимая, она стала от этого еще сильнее.

Третий глаз Шивы символизирует силу осознания – единственную, способную противостоять желанию. Оно не всегда имеет своей целью уничтожение. Поступок Шивы символизирует один из трех даров йоги – способность к внутреннему видению, рождаемую в медитации. Она помогает проникнуть в суть желаний и понять, какие из них полезны, а какие пагубны.

Сила мысли

Желание – импульс, который предшествует любому действию. Без них в мире не происходило бы ничего. Возьмите любого, кто достиг успеха на своем поприще, – от великого йога Рамана Махарши до близкого приятеля, который в 25 лет снял собственный фильм, – и вы обнаружите, что все у них началось с силы желания. Правда, обычно в этом случае мы называем его стремлением или побуждением. Но, как ни назови, любое из подобных чувств хотя бы в какой-то степени несет в себе созидающий импульс.

На первый взгляд стремление трансформировать свое сознание при помощи йоги имеет мало общего с желанием написать книгу или, скажем, создать семью, не говоря уже о сиюминутном порыве съесть пиццу или мороженое. Все эти желания рождаются на различных уровнях сознания. Порыв съесть кусок пиццы довольно поверхностен, корень его – в манасе, жаждущем уме. Стремление к творчеству или созданию семьи проистекает из более глубоких самскар – кармических склонностей, которые формировали – и продолжают формировать – нашу индивидуальность. Желание трансформации – это импульс, исходящий из высшего «Я» – той части нас, которая связана с Целым.

То, чем является наша жизнь сейчас, – результат желаний, которые овладевали нами в прошлом, – даже тех, о которых мы и не помним. В Упанишадах сказано: «Каково желание человека, такова его судьба. Ибо каково его желание, такова его воля. Какова его воля, таковы его деяния. Каковы его деяния, таковы и последствия – хорошие или плохие».

Каким образом обратить силу желания себе во благо? Ответ поможет наполнить жизнь красотой и счастьем и даже пережить моменты просветления. Если наши желания не благотворны, если мы не до конца осознаем их, постоянно отвлекаемся на сиюминутные порывы, вряд ли нам удастся совершать поступки, которые отвечают высоким целям.

Не зная, в чем корень желания, мы рискуем попасть под власть импульсов, которые исходят из более «примитивных» уровней нашего сознания. Часто эти импульсы противоречат нашим сознательным устремлениям или тому, что, как мы знаем, пойдет нам на пользу. Даже благотворные желания имеют такие уровни, в которые нам лучше не заглядывать. Поэтому иногда мы неожиданно для себя понимаем, что наше поведение, связанное с потворством желаниям, мешает нам обрести целостность, более того – причиняет вред нам и близким.

Противоядие от постоянных импульсивных желаний одно. Противостоять этим порывам может только сознание. Мы нередко чувствуем, что пожалеем о том, что собираемся сейчас сделать. Неважно, что это: угрызения совести или укол вины. Если позволить себе прислушаться к этому сигналу, мы услышим: «Это приведет к беде». Знак того, что мы, подобно Шиве, должны осветить ситуацию, в которой оказались, лучом осознания.

Потребительская корзина

Свет, излучаемый третьим глазом Шивы, – это удивительный по своей красоте символ интуиции, которая наконец вернула себе свободу. Скованные острым желанием, мы начинаем действовать на автопилоте, производя реакции, которые были запрограммированы на примитивных уровнях сознания. Чтобы разбить оковы и вновь обрести свободу выбора, необходимо развивать способность фиксировать момент, в кото-рый появляется желание, исследовать это желание и… остановиться. Спросите себя: «Действительно ли я хочу этого? Каковы возможные последствия?» Воспитание осознанности – важный шаг на пути обретения свободы от диктата желаний.

Одна из моих учениц рассматривает осознанность как защиту от бездумной траты денег. Оказываясь в любимом магазине, она в первую очередь спрашивает себя: «Что я чувствую сейчас? Как я буду чувствовать себя дома, когда в очередной раз вернусь с ворохом новой, но совершенно не нужной мне одежды?» Сейчас она уже может уйти из магазина, не сделав ни одной покупки и тем самым освободив себя от чувства сожаления о сделанном.

Переводя желание в поле сознания, мы видим, куда оно может нас завести, и обретаем способность при необходимости направить его на более продуктивные нужды. Медитация – то состояние, в котором мы без помех можем наблюдать за приливами и отливами собственных желаний. Когда мы сидим, они нас буквально атакуют. Нам хочется почесать, где чешется, нас постоянно отвлекает манящий аромат кофе, доносящийся из кухни. Однако мы уже приняли решение уделить это время практике и не позволяем себе поддаваться соблазнам, поскольку это может разрушить медитацию. Поэтому и продолжаем сидеть.

Если мы научимся просто наблюдать за желаниями, то и дело возникающими в процессе медитации, мы сможем развить важную часть своего ума – свидетельствующую. Свидетельствующий ум – осознание, которое в буре ментальных и эмоциональных потоков остается неизменным. Этот свидетель присутствует в нас всегда, важно только, прислушиваемся ли мы к нему. Свидетельствующий ум – необходимый инструмент для понимания, когда нам следует пойти за желанием, а когда – отпустить его.

В мирное русло

Тантрический подход в перенаправлении желания предполагает, что вы берете первоначальный импульс, скажем, съесть порцию пасты с песто, купить новую одежду или завязать роман, и преобразуете его таким образом, чтобы он начал служить более высоким целям. Здесь требуется умение созерцать и правильно распределять приоритеты. Один из современных учителей, Свами Анантананда, предлагает задавать себе такой вопрос: «А что я хочу получить, получая то, что хочу?» Вопрос этот можно задавать в отношении любого желания. Отвечая на него, мы можем сделать удивительные открытия. «А чего я жду от того, что съем это пирожное? А чего я действительно хочу от сказочного любовника и от дохода в сто тысяч долларов в год?» Обычно первый ответ на эти вопросы – удовлетворение, близость или безопасность. Но если вы будете задавать вопросы дальше (А что я хочу от близости? Что ожидаю от безопасности?), ответ будет – счастья, реализации, любви, внутреннего покоя.

Поиск счастья – это корень, основа всех желаний. Осознав это, вы можете задавать себе более глубокие вопросы: «Может быть, я могу быть счастливым прямо здесь, прямо сейчас, вне зависимости от того, получу я или нет то, чего хочу?»

Моя подруга Лиза прожила свой третий десяток, меняя партнеров как перчатки. Так она надеялась найти свой идеал, под который пока не подходил ни один мужчина из встреченных ею. Как-то она стала читать поэзию суфиев и была поражена тем, что суфии относились к Богу как к возлюбленному. И ей пришло в голову, что, возможно, любовь по схеме «все или ничего», которую она так жаждала обрести, просто невозможно найти в отношениях с мужчиной. Может быть, то, к чему она так стремилась, была великая Любовь, божественное чувство.

Лиза стала много времени уделять практике и обнаружила источник любви в себе. Сейчас в ее отношениях есть свобода, поскольку она больше не ждет, что они дадут ей то, чего не могут дать просто по определению. Вместо того чтобы бороться со своей страстью, она научилась обращать ее себе во благо.

Научившись распознавать самые глубинные свои желания, мы действительно можем использовать все преимущества их созидательной силы. Намерения перестают быть фантазиями и становятся мощным двигателем, который пробуждает нашу жизнь ото сна.


Комментарии

Читайте также